Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков на Первом канале о бесперспективности попыток дестабилизировать Иран и тупике украинского режима


Трагическая гибель президента Ирана Эбрахима Раиси не повлияет на стремление Тегерана к ...

Сергей Обухов - руководителю госкорпорации «Дом.РФ» Виталию Мутко: Почему в Москве провалена программа социального арендного жилья?


На заседании фракции КПРФ в Госдуме с отчетом выступил руководитель госкорпорации ...

Работа подмосковных коммунистов нацелена на результат


Коммунисты МК КПРФ в своей ежедневной работе уделяют большое внимание помощи бойцам СВО, ...

"Трудовой народ России отвергает фашизм!". Выступление Д.А. Парфенова с трибуны Госдумы


21 мая от имени фракции КПРФ с трибуны Госдумы выступил депутат КПРФ Д.А. Парфенов. Д.А. ...

Юрий Афонин: Коммунисты считают своим важнейшим долгом защиту интересов трудящихся, развитие профсоюзного и рабочего движения


Фракция КПРФ провела в Государственной Думе круглый стол на тему «Новый Трудовой ...

Архивы публикаций
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
03 июл 13:00В ПАРТИИ / ВАЖНО

Ноосферизм – новое направление в развитии марксизма-ленинизма

В последние годы набирает популярность новое теоретическое направление – ноосферизм. Этот термин введен в оборот в 1995 году доктором философских наук Александром Ивановичем Субетто. Необходимость его выдвижения и формулирования вызвана новыми условиями, сложившимися на планете Земля, которые определили качественно новую степень развития производительных сил. В самом общем понимании ноосферизм – это учение, ставящее фактор разума ведущим в организации жизни человечества. Эта простая формулировка точно отражает суть, обращаясь к видовому признаку человека как биологического вида – разумный. Разум как центральное понятие учения выступает критерием организации общественной жизни.

Ноосферизм – новое направление в развитии марксизма-ленинизма

Разумное преобразование – следующий шаг в эволюции материи, переход от стихийно происходящего к сознательно управляемому. До этого эволюция шла стихийным путем, в жизни живых существ через естественный отбор, через процесс гибели, массового страдания всего живого.

Источники ноосферизма:

– марксистско-ленинское учение. Оно предлагает использовать методологию исследования – диалектический материализм, выдвигает особое понимание динамики развития общества – исторический материализм (выделение ведущей роли способа производства, отношений базиса и надстройки общества, смену общественных формаций, роли пролетарской революции как перехода от капитализма к более высшей формации);

– теория ноосферы В.И. Вернадского и ее современное развитие А.И. Субетто, Н.М. Луценко, Н.Н. Моисевым и другими (теоретические положения о взаимодействия человека с окружающей средой, об организации общественной жизни);

– отдельные элементы космизма, в том числе русского (использование в плане стратегических задач человечества по освоению космоса);

– теория человеческих потребностей (Б.Н. Воронцов, А.М. Гендин, Г.Г. Дилигенский, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Кикнадзе, А.В. Маргулис, Т.А. Марченко, В.Ф. Сержантов, Т.Я. Сильвестрова, В.А. Туев, И.М. Чудинова и др.) – в плане понимания факторов активности человека.

– логическая социология А.А. Зиновьева (в плане характеристик современных общественных процессов глобализма, создание структур сверхобщества).

– научная фантастика как уточнение выдвинутых ранее идеалов коммунизма (И.А. Ефремов, О. Бердник).

Базовый постулат ноосферизма: определенная степень развития производительных сил требует не только соответствующей организации производственных отношений, она выдвигает необходимость формирования человека с оптимизированными потребностями с превосходством духовных, творческих, созидательных для личностной самореализации.

На планете произошли следующие изменения, выдвинувшие необходимость нового осмысления реальности:

1. Уровень развития производительных сил человечества достиг такой степени, что биосфера может быть уничтожена по вине человечества в случае неразумной человеческой деятельности.

2. На глобальном научном уровне ставятся вопросы не существования человека в природной среде, а существование природной среды в рамках глобальной человеческой деятельности.

3. Нагрузка на природную среду человечества достигла такой степени, что возникает угроза уничтожения биоразнообразия, происходит глобальное изменение природного ландшафта, истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, что выступает факторами невозможности существования человечества в будущем.

4. Процессы целенаправленного управления обществом на всей планете доминируют над стихийными процессами, а именно:

а) создан мировой глобальный рынок, созданы финансовые рычаги регуляции производства, обмена, распределения и потребления по всей планете, имеет место тотальное доминирования различных форм частной собственности на средства производства.

б) создана мировая информационно-коммуникативной сфера на планете (печать, радио, ТВ, Интернет, персональные электронные устройства), сформирована зависимость функционирования человечества от этой сферы.

в) создан единый культурный глобальный стандарт (через языковые средства и образы), который распространяется через средства потребления.

г) созданы сверхструктуры управления (сверхгосударство, сверхправо), широко применяется бесструктурное управление.

Исходная гипотеза ноосферизма: во второй половине ХХ века была формально создана ноосфера – глобальный способ функционирования человечества в условиях биосферы, при котором существование последней находится в прямой зависимости от антропогенного фактора, а процессы целенаправленного управления обществом на всей планете доминируют над стихийными процессами.

Однако такая ноосфера носит формальный характер, в этом способе функционирования отсутствует разумное содержание. В таком обществе высшей степени достигает инфернальность – понятие, введенное И.А. Ефремовым для обозначения общества страдания и безысходности. Инфернальность предполагает стагнацию процесса развития (материального и/или духовного), безысходность (неспособность системы выхода из затянувшегося кризиса), угрозу самоуничтожения, максимизация страданий в плане утраты смысла жизни.

Ноосферизм как учение состоит из следующих разделов.

Общая теория разума – изучает наиболее общие черты разума.

Что вкладывается в понятие разума? Разум – это категория, которая определяет степень развития мыслительной деятельности, той деятельности, которая, в конечном счете, выделила Человека Разумного из животного царства. Разум становится инструментом взаимодействия человека и природы, который обеспечивает познание человеком окружающего мира, и на основе этого, преобразование последнего в трудовой деятельности.

В ноосферизме разум – это не просто рациональность. Разум есть рациональность приведенная в соответствии с социальными идеалами. Рационально то, что целесообразно, что не противоречит объективным закономерностям; разумное имеет тот же смысл (когда исходят из того, что разум – это способность к практически эффективной организации и оптимизации своих действий и поступков), но и дополнительно означает соответствие тем или иным идеалам.

Целесообразность означает эффективность (максимальную сбалансированность по преследуемым целям и используемым затратам) и универсальность (наличие адаптивно-адаптирующей функции, способной реагировать на максимально широкий спектр внешних воздействий). Целесообразность означает оптимальное использование эффективности и универсальности в конкретной ситуации.

Однако то, что рационально на краткосрочную перспективу, может быть нерационально на долгосрочную и наоборот. Выход из этой ситуации видится в приведении рационального в соответствии с социальными идеалами. В этом случае долгосрочная перспектива оказывается в доминирующем положении, целесообразность приобретает смысловое содержание, начинает включать фактор должного (этика) и прекрасного (эстетика).

Социальный идеал – образ будущего, основанный на человеческих ценностях. Он как путеводная звезда выступает ориентиром деятельности человека, притягивает ее к себе. Социальный идеал в ноосферизме является гуманистическим, то есть:

– направлен в конечном итоге на самосохранение человека (обеспечивает формирование, удовлетворение, оптимизацию потребностей);

– обеспечивает воспроизводство человека и условий его существования (функциональное условие);

– приводит деятельность человека в рамки необходимости во взаимодействиях с окружающим миром (в том числе и космосом).

В этой связи ключевым понятием выступает цель. «Цель, – пишет А.М. Гендин, – это выдвинутое в будущее острие человеческого разума». Ее специфика состоит в том, что она связывает настоящее с будущим, предвосхищая желаемое будущее в виде идеального образа результата предстоящей деятельности. Цель, выражая потребности социума, «преобразованные» посредством стимулирования в интересы субъекта, обладает собственной побудительной силой. Потребности общества через интересы личности «питают» ее деятельность своей энергией, превращая цель в форму мотива и наполняя деятельность личности глубоким социальным смыслом. Только цель способна выступить фактором преодоления актуализированных материальных потребностей ради духовного возвышения.

Исходная гипотеза общей теории разума предполагает, что в человеке с позиции самоорганизации бытия существуют два начала: инстинктоидное и разумное. Они находятся в состоянии единства и противоположности. Это положение вытекает из нейрофизиологической концепции П. Мак-Лина, согласно которой человеческий мозг представляет собой несколько начал, сформированных в процессе биологической эволюции. Это рептильный комплекс (доставшийся в наследство от рептилий, отвечающий за проявление простейших базовых функций), средний мозг или лимбическая система (доставшийся от млекопитающих, отвечает за проявление эмоциональных реакций, инстинктивного поведения) и неокортекс (отвечает за высшую нервную деятельность и определяет наше сознание).

Побуждение человека к активности зачастую может быть разнонаправлено и происходить не только под влиянием разума, но и под властью инстинктов и эмоций. Это положение объясняет существование сознательного и бессознательного, устойчивое наличие, несмотря на моральное порицание, у многих людей отрицательных качеств, аффективную импульсивность поведения, игнорирующую здравый смысл, процветание социально негативных явлений общества потребления. Такое рассогласование, порожденное разными частями человеческого мозга, можно разрешить только одним способом: неокортекс обладает способностью «перепрошивать» другие части мозга, и они начинают работать всё более согласованно. Таким образом, разумное в процессе эволюции берет верх над своей более древней инстинктоидной основой, синхронизировав работу с ней.

Инстинктоидное в целом опирается на потребности физиологического существования, на обостренные влечения. Обогащение, материальное потребление, комфорт, статусность, престиж, доминирование удовольствий – это примеры проявления инстинктоидного, которое во многом животнообразно и имеет короткий путь действий для получения удовлетворения.

Следующий раздел – это индивидуальный ноосферизм. Он изучает становление в человеке разума и факторы, препятствующие этому, рассматривает разум как фактор динамики человеческих потребностей.

Развитие производительных сил ведет к изобилию материальных благ. Диалектически это в конечном итоге приводит к непомерному расширению материальных потребностей (феномен потребительства). Развитие материальных потребностей без разумной организации жизни приведет к стагнации человеческого развития. Для современного человека западной цивилизации все более характерна утрата смысла жизни и социальных идеалов, отсутствие самореализации и постоянного развития сущностных сил, манипуляция его сознанием, проблема приемлемого экологического бытия, наркотизация и алкоголизация, угасание культурно-ментальных особенностей, утрата преемственности поколений. Духовные потребности начинают выступать как «приложение», удовлетворение их начинает зависеть, прежде всего, от материального благополучия индивида. Такое состояние А.А. Зиновьев охарактеризовал как «бытие биоробота». В развивающихся странах же доступ к духовным благам закрыт по причине крайне низкого материального благосостояния.

Разрешение указанного противоречия возможно лишь путем культивирования духовных потребностей, оптимизации материальных в мировом масштабе. Реальная альтернатива потребительству – массовое распространение высших духовных потребностей, становление общества творческого труда, но оно противопоказано современному капиталистическому рыночному обществу. Последнее использует расширение потребления как фактор активизации материального производства, отсюда апелляция к самым низменным человеческим инстинктам, которые не дают «развернуться» в человеке разуму. Потребление, обогащение, комфорт, престиж – эти категории прочно доминируют в культуре всей планеты.

В такой «атмосфере» становление разума будет ограничено инстинктоидными побудителями, появление индивидов, организующих свою жизнь в соответствии с принципами разума, носит случайный характер. Для того чтобы это стало необходимостью, нужна принципиально иная ноосферная парадигма с доминированием духовных социальных идеалов, а не ориентация на материальное производство и потребление. Конечно, становление в человеке разума произойдет не сразу, а через смену нескольких поколений, с отступлениями, но неуклонно.

В конечном итоге в результате перехода количественных изменений в качественные придет эра человека нового типа, прототипом которого можно считать описание человека, данное И.А. Ефремовым в романах «Туманность Андромеды» и «Час быка». Это будет не новый биологический вид, но качественно принципиально иной в сравнении современным человеком. Достижение этого результата станет возможным в результате постоянного и неуклонного развития сущностных сил.

Следующий раздел – общественный ноосферизм. Он изучает разум в качестве фактора в процессе взаимодействия людей друг с другом, функционирование общества в ноосфере.

Чертами современного глобального общества следует считать:

– разобщенность (в том числе и межгосударственную, религиозную, классовую и прочую) человечества;

– социоприродное развитие во многом направляется человеческими инстинктами и примитивными потребностями (доминирование процессов обогащения, потребления, престижа и комфорта);

– превалирование частной собственности и критерия прибыльности действия (утилитарность), отсюда второстепенное значение образования (как образовательной услуги);

– отсутствие справедливого разделения природных ресурсов и результатов труда;

– разрушение духовных культурных основ общества;

– нарушение механизма воспроизводства населения (прекращение во многих сферах передачи социального опыта, депопуляция населения в одних частях планеты, демографический взрыв в других).

Чертами идеала, который бы характеризовал деятельность человека как разумную, следует считать:

– воссоединение человечества, образование единственного класса трудового народа в мировом масштабе;

– управление социоприродным развитием на основе общественного интеллекта;

– общенародная собственность на средства производства;

– реализация концепции образовательного общества (в котором образование – доминирующая ценность, выполняются требования закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе);

– справедливое разделение природных ресурсов и результатов труда, оптимизация механизма воспроизводства населения.

Следующий раздел – это глобальный ноосферизм. Он представляет собой учение о разумных основаниях взаимодействия человечества с природной средой, о необходимости выхода человечества в космос. По Н. Федорову, «природа в нас начинает осознавать себя… и управлять собою».

Чертами современного глобального общества следует считать:

– инстинктоидная (хищническая, алчная, стихийная) деятельность является определяющей по отношению к природе, которая продиктована желанием прибыли;

– существование угрозы уничтожения природной среды, сохранение природной среды предполагает только теорию устойчивого развития (сформулированную в конечном счете для того, чтобы процессы потребления были не в меньших масштабах, чем ранее);

– освоение территорий с тяжелыми условиями проживания только ради того, чтобы использовать их ресурсы;

– освоение других небесный тел приостановлено, исследование космоса перенаправлено на спутниковый вектор;

– неуклонное истощение природных ресурсов.

Чертами идеала, который бы характеризовал деятельность человека как разумную, следует считать:

– разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития биосферы;

– человек и биосфера вступают в состояние коэволюции (природа имеет самоценность, а не используется как средство для удовлетворения потребностей человечества);

– освоение труднодоступных территорий становится социальным идеалом, при реализации которого происходит самовозвышение личности, территория в связи с достижениями высоких технологий становится пригодной для проживания и деятельности людей;

– освоение космоса, планет и других звезд становится великой целью человечества;

– деятельность человека направляется на возобновление природных ресурсов.

Таким образом, ноосферизм на основе внедрения разумных оснований в деятельность человека предполагает создание подлинной ноосферы, которая есть новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы, совершенствуя технику и сознание, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя её своей деятельностью. Следует понимать, что характер отношения человека к самому себе, к другим людям и социальным организациям, всего общества к природе определяется не только научно-техническим уровнем, но и социальным строем, отсюда вытекает необходимость построения особой социальной организации. И на этом пути одного научного знания недостаточно для разумного преобразования, необходимо, чтобы деятельность человека соответствовала социальным идеалам, рациональности должен быть задан этот вектор.

Геннадий СУРДИН, кандидат философских наук, секретарь Правобережного РК КПРФ г. Иркутска. Доклад на молодёжной научно-практической конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»
теория, идеология, наука, общество

3 не понравилось

Согласен, развитие теоретической базы, основанной на справедливости, единстве, высокой нравственности очень необходимо. Общество — есть коллективный разум, где все управленческие процессы не хаотичны, а с определённой долей упорядочены. В материальном аспекте происходит постоянно эволюция, связанная так или иначе с развитием человеческого  сознания. Всё в природе разумно и в настоящее время мы наблюдаем, ломку старых устоев, несущих деградационные наклонности, уступающим место созидающим факторам. Добавлю, что всё есть  - материя. Это безусловно и материя — основа бытия. Но сама эта категория постоянно находится в движении, то есть находится в состоянии развития. А развитие, в свою очередь невозможно без разумного, сознательного аспекта. Любой процесс в жизни, обществе стоит рассматривать в единстве этих понятий, так как они есть одно целое. Гармоничное развитие общества предопределено в своём эволюционном стремлении. Отсюда, такое понятие, как потребность, постепенно трансформируется от безудержного удовлетворения личных желаний (часто пагубных для самой личности) к потребности обоснованной (не должна противоречить свободе других элементов общества, как системы). Потребность носит нравственно обусловленный характер и если согласуется с биосферой в целом, то человечество несомненно вступит на новый этап в своём эволюционном развитии. В итоге — построение рационального (со всех точек зрения) жизнестроя будет выходом из ситуации, когда разного рода кризисы, созданные человечеством приведут его к деградации и гибели. Необходима такая идеологическая основа (концепция) жизнестроя, которая бы консолидировала силы общественной жизни к разумному сосуществованию и разрешению всех проблем. Правильно и своевременно обратить внимание на понятие «Ноосфера», исследовать его в различных аспектах и выработать основополагающие идеологические принципы в этом отношении. 


Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########