Новости KPRF.RU
Н.Н. Иванов выступил 10 декабря с трибуны Госдумы


10 декабря с трибуны Госдумы выступил депутат фракции КПРФ Н.Н. Иванов. Читать ...

Депутаты-коммунисты в Госдуме приняли участие в благотворительной акции «Ёлка желаний»


В здании Госдумы четвертый раз подряд накануне Нового года ...

Юрий Афонин в эфире радио «Аврора»: КПРФ – это стройная научная идеология, колоссальный опыт и талантливые управленческие кадры


На площадках информационного агентства «Аврора» вышел в эфир очередной выпуск ...

Алтайский край. Жители Барнаула при поддержке КПРФ и депутата Марии Прусаковой решили «зловонную проблему»


В ноябре этого года тысячи жителей Индустриального района Барнаула наконец-то вздохнули с ...

В Госдуме 10 декабря прошло заседание фракции КПРФ


10 декабря состоялось заседание фракции КПРФ в Государственной Думе. Провел заседание ...

Архивы публикаций
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

«Модель социально-экономического развития Иркутской области: опыт передового региона». Доклад В.Ф. Рашкина

4-6 сентября в Иркутске проходит форум «Байкальский регион: Достижения прошлого. Образы Будущего». По приглашению губернатора-коммуниста Сергея Левченко на форуме с докладом выступил депутат Госдумы от фракции КПРФ Валерий Рашкин.

«Модель социально-экономического развития Иркутской области: опыт передового региона». Доклад В.Ф. Рашкина

В настоящее время российская экономика переживает непростые времена. И сегодня, анализируя достижения прошлого и обсуждая будущее, мы не зря говорим о производственных силах: нашей стране крайне необходим рывок для развития национальной обрабатывающей промышленности и ухода от пагубной экспортно-сырьевой модели. Эта цель должна быть приоритетной на всех уровнях экономического планирования и быть важнейшим пунктом как федеральной повестки, так и повестки в макрорегионах и отдельных субъектах страны.

При этом следует понимать, что, несмотря на федеративный статус, Российская Федерация – это единое государство с единым социально-экономическим курсом, определяемым на федеральном уровне, и единым бюджетом. Возможности отдельных регионов в этих условиях весьма ограничены. И дело даже не в том, что одному в поле сложно быть воином, дело в том, что единая система диктует свои институциональные рамки и правила, которых необходимо придерживаться.

Более того, сама система устроена таким образом, что губернаторам проще, удобнее и выгоднее служить своим личным интересам, а не заниматься долгосрочным развитием своего региона. Большинство глав регионов предпочитают плыть по течению, а вся их экономическая политика – это попытка выпросить побольше денег у федерального центра. Во время своего пребывания у власти они создают и укрепляют бизнес для себя и друзей, формируют площадку для своего личного будущего. На серьезное планирование региональной экономической политики решаются единицы.

Однако практика показала, что применение альтернативной модели развития в рамках отдельного региона возможно – для этого нужна политическая воля и серьезные управленческие решения. Если управленческая команда ставит перед собой стратегические задачи и в ее интересах развитие региона, а не какие-то личные цели, то можно добиться очень внушительных результатов.

Руководство Иркутской области взяло на вооружение модель «государства развития», которая предполагает усиление роли государства в экономике, введение системы государственного планирования социально-экономического развития. Дело в том, что неолиберальный курс успел продемонстрировать свою полную несостоятельность. Пользуясь условиями «свободного рынка», крупный бизнес беспрепятственно захватывает ключевые ресурсы, а потом занимается их распродажей и выводом средств за рубеж. С точки зрения долгосрочного развития страны последствия катастрофичны: это даже не позиция вечно догоняющего, это позиция сырьевого придатка для развитых стран. Параллельно происходит постепенная деградация инфраструктуры и социальной сферы – неолиберальный подход плохо сочетается с декларируемыми принципами социального государства. Поэтому государству давно пора пересмотреть принципы управления. Модель «государства развития» компенсирует недостатки неолиберального подхода при сохранении рыночной системы.

Что было сделано в регионе и какие были получены первые результаты?

Прежде всего, руководство региона обозначило приоритет в экономике – рост промышленного производства и реализация политики реального импортозамещения. Чтобы достичь этих целей, задействуются механизмы государственного стратегического планирования. В стимулировании развития производственных сил на территории Иркутской области государство играет ключевую роль: региональные власти применяют систему прямых и косвенных мер поддержки конкурентоспособных предприятий и территорий, имеющих потенциал развития. В регионе был зарегистрирован первый в СФО фонд развития промышленности, а за первые шесть месяцев 2017 года было заключено 20 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с предприятиями региона.

При этом те условия, которые гарантируются предприятиям для развития, – такие, как предоставление пониженных налоговых ставок – создаются, только если соблюдаются все требования и обеспечивается эффективное производство. Нужен рост производительности труда, выпуск конкурентоспособной продукции, «государство развития» не должно и не будет поддерживать тот бизнес, который нацелен не на развитие и честное партнерство, а на получение «легких» государственных денег. В частности, руководством области уже проведена активная работа по оптимизации налоговых льгот: уже утвержден план по устранению неэффективных льгот.

На взаимоотношениях государства и бизнеса хотелось бы остановиться особо. В Иркутской области они выстраиваются на следующих основаниях: государство создает бизнесу условия для работы и развития (в том числе и в виде прямой поддержки), но и бизнес, в свою очередь, должен гарантировать соблюдение законов, уплату налогов и своевременную выплату заработной платы своим работникам, социальную ответственность своей деятельности (в том числе, заботиться о состоянии окружающей среды), вкладываться в развитие производства, не выводить капитал за рубеж.

Все это – не абстрактные правила, а реально работающая модель, которая уже начала приносить результаты. Уже в 2016 году в Иркутской области зафиксирован рост промышленного производства на 5,7%, что выше, чем в целом по России (1,1%) и чем по СФО (0,4%). Регион продемонстрировал и более высокие темпы роста для обрабатывающих производств (1,9%), заняв 1 место среди регионов СФО.

В I полугодии 2017 года результат еще более впечатляющий: прирост промышленного производства достиг 9,4%, когда в целом по России этот показатель составил только 2%, а по СФО – 3,2%. Что особенно важно: вырос индекс промышленного производства главным образом за счет обрабатывающих производств. По этому виду деятельности прирост составил 16% (это очень серьезный прирост!), тогда как в целом по стране этот показатель в I полугодии 2017 года равен 1,2%, по СФО – 1,1%. Это показывает, что Иркутская область не только продолжает завоевывать позицию промышленного лидера Сибири, но и выходит на первые места в целом по стране: так, по приросту обрабатывающих промышленных производств в первой половине 2017 года регион занял 7-е место в России. Наиболее серьезные результаты выявлены для производства машин и оборудования (индекс производства вырос в 3 раза), химических веществ (индекс производства составил 190,6%), лекарственных средств (индекс производства – 122,3%), обработки древесины (118,4%), производства нефтепродуктов (110,9%).

Руководство Иркутской области провело системную работу с налогоплательщиками региона. В 2016 году бюджет области стал не просто профицитным – он стал лучшим по доходам за всю историю, поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет на 23% превысили поступления 2015 года. В 2017 году доходы консолидированного бюджета региона продолжили расти, и это несмотря на изменения федерального законодательства, сократившие нормативы зачисления отдельных налоговых доходов. По сравнению с I полугодием прошлого года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Иркутской области в I полугодии 2017 года выросли на 16,1%, причем этот рост происходит главным образом за счет роста поступлений от налога на прибыль организаций (на 37,4% по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года). Соответственно, растут и поступления налоговых платежей с территории Иркутской области в федеральный бюджет – в I полугодии 2017 года по сравнению с I полугодием 2016 года они выросли на 76%. Таким образом, достижения от применения нового социально-экономического курса в регионе вносят прямой вклад и на федеральный уровень.

Перечислять экономические достижения Иркутской области за последние полтора года можно долго: увеличился объем инвестиций в основной капитал, сократился госдолг, растут показатели в сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе, сфере строительства и других отраслях. Главное, что мы видим: в непростое время стагнации после кризисных лет Иркутская область смогла достичь внушительных экономических показателей, свидетельствующих об успехе новой модели.

Модель «государства развития» предусматривает также ответственность государства за восстановление и развитие инфраструктуры, в том числе социальной. В рамках этой концепции государство не устраняется от регулирования социальной сферы, а, напротив, вкладывает значительные ресурсы в развитие человеческого капитала. В Иркутской области был взят долгосрочный курс на повышение качества жизни граждан, и уже в 2016-2017 годах зафиксированы показатели, свидетельствующие об улучшении ситуации в здравоохранении, образовании, ЖКХ, а также на рынке труда и с точки зрения уровня жизни населения.

Наконец, модель «государства развития» предполагает экономное государство, которое рационально расходует свои ресурсы, а также исповедует принципы максимально эффективного управления. Разумеется, это несовместимо с коррупцией, уходом предприятий от налогов, уводом капиталов в офшоры. Руководство Иркутской области ведет активную борьбу со всеми этими явлениями. В частности, уже была проведена масштабная работа в сфере госзакупок, и только за счет наведения порядка в этой сфере региону уже удалось сэкономить около 500 млн рублей. А ведь это только одно из направлений сокращения бюджетных издержек. Если бы другие регионы пошли по стопам Иркутской области, в стране бы высвободились огромные средства.

В целом, очевидно, что даже в нынешних условиях политическая воля и управленческий подход, выстроенный на основании модели, альтернативной доминирующему неолиберальному курсу, способны дать серьезные результаты в экономике и социальной сфере в отдельно взятом регионе. Для всех остальных регионов успехи Иркутской области – это, как минимум, повод задуматься об эффективности методов, которые применило руководство региона для достижения этих результатов. При этом все рецепты уже есть, и они работают, вопрос только в желании заниматься развитием региона, а не исключительно своей карьерой.

Федеральному центру стоит обратить на достижения Иркутской области особое внимание. Во-первых, следует поощрять такие регионы-первопроходцы, создавать все условия для того, чтобы мотивировать региональные власти субъектов страны заниматься долгосрочным планированием развития своих регионов. Во-вторых, – и это главное – нельзя отрицать эффективность самой модели, которая была взята на вооружение в Иркутской области. Модель «государства развития» – это то, что сегодня нужно всей стране для преодоления недостатков нынешней социально-экономической системы и стабильного экономического роста.

Источник: «КПРФ.ру»
Госдума, экономика

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########