Новости KPRF.RU
В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: Наращивание мощностей оборонки стимулирует развитие целого ряда смежных мирных отраслей


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин принял участие в программе «60 ...

Наукоградам России - правовую защиту! Заявление Центрального Совета РУСО


Публикуем Заявление Центрального Совета РУСО. Наукограды являются стратегически важной ...

Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"


Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...

М.В. Дробот поздравила Законодательное Собрание Пермского края с юбилеем


18 апреля на заседании Законодательного Собрания Пермского края депутат Государственной ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Михаил Щапов – о бюджетной политике страны: «Мы предлагаем не тащить в новый мир старые проблемы»

Фракция КПРФ в Госдуме 29 июня проголосовала против принятия отчёта об исполнении бюджета за 2021 год. Позицию коммунистов изложил первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов, избранный от Иркутской области.



– Обычно анализ и голосование по отчёту об исполнении бюджета — это рутинная процедура, как сегодня прозвучало — для галочки, но не в этот раз. Сегодня мы живём в совершенно новой политической и экономической реальности, и чем быстрее мы это осознаем, тем лучше. Как сказал президент: «Отсидеться и переждать не получится, придётся засучить рукава и менять всю систему». И первое, что мы должны сделать, — это провести работу над ошибками, понять, что в последние годы мы делали не так и что нужно изменить. В этом плане и последний бюджет, что называется, мирного времени особо ценен. Он позволяет и подвести итог, и сделать выводы.

В представленном отчёте об исполнении бюджета мы видим целый ряд системных проблем, которые не решаются годами.

Первое. Зависимость страны от нефтегазовых доходов и системы налогообложения этой отрасли. Из 6,5 триллиона рублей допдоходов в прошлом году 40% обеспечены приростом в нефтегазовом секторе. Доля нефтегазовых доходов в бюджете при этом увеличилась на 8% и составила почти 36%. Но здесь важно понимать, что эти дополнительные доходы почти полностью обеспечены скачком цен на нефть. Это просто удача, а не результат системной работы.

Результатом же того, что можно называть системной работой налогового манёвра и демпферного механизма, стали дополнительные поступления в размере всего 84 миллиардов рублей и отрицательный акциз, который заплатило государство нефтепереработчикам в размере 1,3 триллиона рублей. Таким образом, эффекты от налогового манёвра минимальны, цены на ГСМ не снижаются, государство платит переработчикам, а дополнительные доходы мы получаем от неконтролируемого нами роста цен. Всё это ставит серьёзный вопрос о результатах политики в сфере налогообложения нефтегазовой отрасли и в том числе в целесообразности бюджетного правила, которое, мы считаем, нужно отменить, а деньги направить в нашу экономику.

Дополнительные доходы, даже полученные благодаря внешней конъюнктуре, нужно правильно потратить. И здесь мы видим ещё одну системную проблему — это низкая эффективность расходования средств. Значительно вырос уровень дебиторской задолженности по выданным авансам — на 28%, до 6 триллионов рублей. Это почти 25% всех кассовых расходов федерального бюджета за прошлый год. Объём просроченной дебиторской задолженности вырос на 27,5% и составил чуть более 600 миллиардов рублей.

В прошлом году для большей оперативности принятия мер мы позволили правительству увеличить Резервный фонд со 100 миллиардов до 4 триллионов, но десятая часть фонда так и осталась неосвоенной. Это огромная цифра в 400 миллиардов рублей.

Есть огромные проблемы при исполнении Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Снова видим уровень кассового исполнения ФАИП менее 90% от выделенных средств. 120 миллиардов рублей не освоены, что на 20% больше, чем в 2020 году. 120 миллиардов — это 40—50 суперсовременных школ даже в текущих ценах. Но деньги снова перешли в качестве остатков на следующий год.

Остаются низкими и темпы строительства и ввода в эксплуатацию объектов ФАИП. В 2021 году введено в эксплуатацию только две трети из 148 объектов. Хорошо, если остальные будут введены с задержками в этом году. Но есть огромный риск, что они пополнят те 9 тысяч недостроев и долгостроев, которые мы уже имеем.

Причины всей этой неэффективности давно известны: не вовремя подготовлена документация, слабый контроль, а в целом — отсутствие персональной ответственности чиновников за качество исполнения бюджета. Мы уже неоднократно обращали внимание на эту проблему, но ответственных как не было, так и нет.

Следующая проблема, уже много раз отмеченная экспертами, — неэффективность программно-целевого метода формирования бюджета. Программ уже почти 5 десятков, целевых показателей — сотни, но они либо не привязаны к реальности, либо подгоняются постфактум под результаты исполнения программ, либо и вовсе не достигаются. В 2021 году, например, даже искажённые, мало связанные с реальностью показатели оказались в 20% случаев не достигнутыми.

Проблема в том, что такой подход создаёт угрозы не только бюджету, но и национальной безопасности. У нас, например, была программа по импортозамещению, о которой сегодня много говорили, там были освоены огромные деньги. В итоге — нет ни полностью своих процессоров, ни автомобилей, ни самолётов, ни своих семян, нет даже своего оборудования для нефтегазодобычи.

Стоит вопрос о полном реформировании всей структуры бюджета. Мы живём в быстро меняющемся времени, каждый день ставит перед нами новые вызовы. И в этой ситуации громоздкая структура госпрограмм и нацпроектов — это просто тормоз для оперативного принятия решений. Она должна быть упрощена, должна стать ясной, понятной и очевидной.

Проблема межбюджетных отношений. К сожалению, мы видим, что регионы продолжают беднеть. В 2021 году консолидированный бюджет субъектов Федерации исполнен с дефицитом в 660 миллиардов рублей. Да, доходы регионов увеличились на 18%, а расходы — на 8%. Но это с учётом эффекта низкой базы и роста налоговых поступлений, отложенных с 2020 года. По сути ничего не меняется. Регионы вынуждены сокращать расходы. У них практически не осталось возможности увеличить свои доходы, им приходится надеяться только на помощь федерального центра, от которого они с каждым годом всё больше зависят. Доходы трети субъектов Федерации больше чем на 40% сформированы из трансфертов. У четырёх регионов этот показатель почти 70%. При этом объём совокупного государственного долга субъектов за 2021 год уменьшился всего на 20 миллиардов рублей. Это микроскопическая цифра на фоне общего долга — почти 2 с половиной триллиона рублей.

Замена коммерческих кредитов на бюджетные лишь приостановила процесс роста долгов регионов, но не привела к их снижению. Нужны иные системные меры, направленные на рост собственной налоговой базы регионов, в том числе и возврат 1% налога на прибыль, передача иных налогов и акцизов, более активная государственная политика по развитию новых инвестиционных проектов.

И таких системных проблем, о которых мы говорим уже многие годы, в бюджете 2021-го множество, их можно перечислять часами. Более того, эту работу уже проделала за нас Счётная палата, которая представила доклад на 1200 страниц, где детально разобраны все проблемные точки текущей бюджетной политики. Огромную работу проделал и комитет по бюджету, комитеты-соисполнители. Бюджет разобран буквально до запятых. Все проблемы понятны, выводы сделаны.

Но мы понимаем, что если сейчас ничего не менять, то эти проблемы перекочуют в новый бюджет и будут воспроизводиться годами, потому что у правительства нет стимулов их решать, ведь депутаты всё равно утвердят отчёт. Мы предлагаем не делать этого и не тащить в новый мир старые проблемы, не пытаться отсидеться и спрятать голову в песок.

Практика показывает, что правительство начало большую работу над ошибками. Нужно просто несколько раз отклонить его предложения здесь, в этом зале. Это мы и предлагаем сделать сегодня. Наша фракция будет голосовать против того, чтобы принять отчёт об исполнении бюджета 2021 года, и призывает сделать то же самое другие фракции.
Щапов, Госдума, КПРФ, экономика

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########