Новости KPRF.RU
Если дорог тебе твой дом


Обращение Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова. Друзья! Товарищи! Одна из самых стойких ...

В Президиуме ЦК КПРФ


21 сентября 2022 года состоялось заседание Президиума Центрального Комитета КПРФ. При ...

Двадцать неотложных мер для преображения России


Россия вновь оказалась на крутом переломе своей истории. Особые условия открывают новые ...

Сергей Обухов про круговорот идей в природе: Путин-2022 - это Зюганов-2002 с его «Глобализация и судьба человечества»


Доктор политических наук Сергей Обухов прокомментировал в социальных медиа основные идеи ...

В московском метро задержали Николая Зубрилина


30 сентября 2022 года отмечено серий необоснованных задержаний коммунистов в Москве. ...

Архивы публикаций
«    Октябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
03 сен 13:45в области / ВАЖНО

Сколько «стоит» Иркутскэнерго?

Мы поставили «стоит» в кавычки, потому что сам по себе этот вопрос, естественный с точки зрения столичной олигархии и чиновничества, для нас попросту некорректен. Для нас «Иркутскэнерго» – это достояние нашего региона, которое не позволил когда-то отдать в руки как раз этой самой олигархии первый губернатор Иркутской области Ю.А. Ножиков, и оно поэтому не продается. Как не продается, скажем, единственный дом, родина, пусть и малая (Иркутская область), поскольку самостоятельное владение этим переданным нам по наследству достоянием гарантирует и обеспечивает нам жизнь, свободу и независимость во всем и вся и от кого бы то ни было! От всякой, в том числе, столичной олигархии и всякого столичного пустоголового чиновника!

Сколько «стоит» Иркутскэнерго?

А независимость и свобода для сибиряка, как и любого россиянина, живущего по правилу «Богу одному поклоняйся и Ему одному служи», дороже денег. Но региональные политики от партии власти продолжают глухо молчать по поводу наглого захвата нашей Иркутской компании, о чем мы уже неоднократно писали в партийной печати, в том числе в статье «Молчание ягнят. Как депутаты от партии власти дружно молчат о нависшей над всеми нами опасности» (и еще в четырех статьях до и одной после нее), то мы решили все же еще и оценить «Иркутскэнерго» в денежном выражении.

О трех сребрениках, за которые оно было продано федеральным, ленивым и полностью недееспособным, на наш взгляд, правительством, готовым нас продать и заложить любому дельцу и «инвестору», лишь бы самому ничего не делать, можно узнать из сообщения агентства рейтер двухмесячной давности. Саму же Иркутскую область – по Конституции, субъект Российской Федерации – даже и не поставили в известность, что ее уже продали, и за сколько. Поступок, как мы уже писали, достойный полицаев времен Великой Отечественной войны! В заметке агентства рейтер от 08.06.2016, озаглавленной «En+ завершила сделку по покупке 40,29% Иркутскэнерго», читаем: «Группа En+ бизнесмена Олега Дерипаски выкупила у госхолдинга ИнтерРАО 40,29 процента энергокомпании Иркутскэнерго за 70 миллиардов рублей. Покупателем выступила Тельмамская ГЭС, дочерняя компания Евросибэнерго, входящей в состав En+ Group. После сделки доля Дерипаски, структурам которого уже принадлежит 50,19 процента иркутской компании, должна превысить 90 процентов».

То есть 70 млрд руб – это то, что заплатил вышеназванный делец столичному правительству за нашу системообразующую компанию. О подлинной же ее стоимости можно узнать только по тому рентному эффекту, который дает эта компания. А в соответствии с ним, как увидим ниже, сумма единовременной выплаты в 70 млрд руб выглядит не более чем издевательством. Даже если бы эта сумма не единовременно, а ежегодно пожизненно выплачивалась за «Иркутскэнерго» вышеназванным дельцом, то и она оказалась бы недостаточной!

Дело в том. что только 107,1 млрд руб в год в нынешних ценах (второй областной бюджет!) составляет тот годовой гидроэнергетический рентный эффект, который приносят Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, входящие в состав Иркутскэнерго. Этот рентный эффект был детально оценен нами в книге «Теория устойчивого развития и вопросы глобальной и национальной безопасности (начала теории современного социализма)» (Иркутск, Сибирская книга, 2012 г.) в главе «Дифференциальная рента ангарских ГЭС» (в ценах 2008 г., когда доллар стоил 30 руб, он составлял 48,7 млрд руб в год). Этот эффект складывается из сверхприбыли не только самого «Иркутскэнерго», но и энергоемкой промышленности, получающей электроэнергию по льготным тарифам, где главное – сверхприбыль алюминиевых компаний. Они потребляют 54% электроэнергии области, и получают ее по сверхнизким, в отличие от нас, населения, тарифам, что возможно из-за того, что более 90% нашей электроэнергии вырабатывается на ГЭС с самой низкой в мире себестоимостью. Эффект (ренту) от этого, повторяем, имеем не мы, а владеющие «Иркутскэнерго» алюминиевые компании, которые получают электроэнергию по себестоимости (в копейки), алюминий, забирают у наших заводов также по себестоимости (за зарплату), а продают его в оффшорах по мировым долларовым ценам себе в карман. В себестоимости алюминия от 60 до 80% составляет электроэнергия. Поэтому контролируемый олигархией экспорт алюминия из нашей области есть скрытый экспорт гидроэнергии наших Ангары и Байкала и обогащение на нем!

Рента – это незаработанная сверхприбыль, возникающая от естественной низкой природной себестоимости продукции, в данном случае от бесплатной работы Ангары и Байкала. И поскольку рента – это единственно результат уникальности используемых в производстве природных ресурсов (в данном случае гидроэнергоресурсов), а не продукт бизнеса, то и присваиваться она должна не бизнесом – собственниками (акционерами) компаний – в виде сверхнормативной прибыли, а собственником природных ресурсов народом, включая население той территории, где эти ресурсы расположены. В соответствии с конституцией Российской Федерации природные ресурсы РФ, в том числе водные и гидроэнергетические являются государственной (то есть общенародной) собственностью. При этом пунктом 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации определено, что «земля и иные природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Гидроэнергоресурсы – главное достояние населения Иркутской области, живущего в суровых сибирских условиях и не имеющего многих преимуществ, которыми обладает население других частей страны. Кроме того, в громадную цифру – 37,4 млрд руб в год в ценах 2016 г. (больше половины выплаченной вышеназванным дельцом единовременной суммы!) – оценивается ежегодный некомпенсированный ущерб региону от гидроэнергетики, включая затопленные водохранилищами ценные пойменные земли, ущерб Ангаре и Байкалу. Поэтому-то мы как специалисты и не перестаем повторять, что гидроэнергетическая рента должна перераспределяться в интересах развития Иркутской области и соседних восточносибирских регионов, а не быть источником сверхприбыли частных структур. Владение же «Иркутскэнерго» как раз только и может позволять контролировать нам эту гидроэнергетическую ренту.

Электроэнергетика для Иркутской области, основу экономики которой составляет экспортная энергоемкая промышленность, – то же самое, что нефтегазовая промышленность для страны в целом. При этом Газпром и Роснефть почему-то никто не стремится продать в чью бы то ни было безраздельную частную собственность (или президент не дает), а нас – жителей области – федеральные чиновники, по-видимому, считают людьми второго сорта, поэтому и решили провести над нами и нашей стратегической отраслью новый приватизационный эксперимент! Это противоречит не только конституционным правам области как субъекта Российской Федерации и правам всего нашего населения, но и частному федеральному закону «О естественных монополиях». Так как Иркутскэнерго (как Газпром и Роснефть) – это именно «естественная монополия», подлежащая в соответствии с федеральным законом обязательному государственному «контролю» и «регулированию» как на федеральном, так и региональном уровне. Поэтому передача ее контрольного, а тем более всего пакета акций в частные руки – совершенно не допустима. Это препятствует осуществлению вышеназванных функций государственного контроля и регулирования.

Никакого другого гарантированного дохода, сравнимого по величине с гидроэнергетической рентой, у Иркутской области нет. Она в пять раз выше лесной ренты, составляющей порядка 22,2 млрд руб в ценах 2016 г. Только контролируя гидроэнергетическую ренту – наш главный доход, – мы сможем контролировать и эффективно собирать и лесную ренту, и содержать собственную лесную охрану, и строить новые дороги, и дотировать сельское хозяйство и ЖКХ, и платить надбавки бюджетниками, и решать многие другие проблемы, не ходя при этом ни к кому на поклон, и регулярно перечисляя налоги в федеральный бюджет. Как это было при первом губернаторе Ю.А. Ножикове, когда «Иркутскэнерго» было в собственности Иркутской области. Все сегодняшние проблемы области – результат утраты государственного контроля над этой компанией по вине региональных депутатов от партии власти.

Итак, 107,1 млрд. руб в год – это только тот годовой гидроэнергетический рентный эффект, который приносят Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, входящие в состав «Иркутскэнерго». Так что его приобретателю лучше не насмехаться над всеми нами – не только жителями области, но всем российским народом – и свою единовременную сумму в 70 млрд руб, в которую ему оценили 40% «Иркутскэнерго» (а всю компанию, следовательно, в 175 млрд руб) засунуть себе обратно в карман. Эта сумма окупается за 9 месяцев владения «Иркутскэнерго»!

Подлинная его стоимость, хотя, как сказано его никто как основное достояние региона продавать не собирается (ведь у нас не два и не три, а одно «Иркутскэнерго»), равна минимум 2,1 триллиона рублей (двадцать один областной бюджет!!!). Так как именно такая сумма, если ее положить в банк под надежные, всегда гарантированные (не спекулятивные) 5% годовых, как во всем мире, будет приносить доход в 107,1 млрд руб в год. И это именно минимум, так как 2,1 трлн руб – это всего лишь 32 млрд долларов, что совсем не много для крупнейшей российской компании, которая производит 8% электроэнергии страны (3 место по России), объединяет 20% мощностей и 30% производства всех ГЭС страны, а также ТЭЦ и угольные разрезы и прочее. Крупнейшую нашу угольную ренту мы здесь для простоты даже учитывать не стали, так как, повторим, о реальной продаже и речи идти не может. Итак, исходя из сказанного, 40% «Иркутскэнерго» можно оценить минимум в 840 млрд руб. То есть российское правительство оценило 40% «Иркутскэнерго» и получило с вышеназванного олигарха сумму в 12 раз меньшую, чем та, которую эти 40% «Иркутскэнерго» реально стоят!!!

А еще говорят, что правящий нами из Москвы при помощи партии власти режим, в отличие от режима киевского, не олигархический и не любит олигархов. Вот тебе, бабушка, и юрьев день! Судить то российскому народу, оказывается, вполне есть за что не только прошлое ельцинское (и не только Сердюкова), а и вполне реальное сегодняшнее правительство, и всю поддерживающую его в Думе партию, и не голосовать за нее на новых выборах в солидарность с Иркутской областью! «Народному» же «фронту», если бы он был подлинно народным, не считать кур в огороде, а этим следовало бы заниматься в первую голову. А как же иначе, если государственная собственность продана частному лицу по цене в 12 раз ниже (номер КПРФ в избирательном списке) ее реальной стоимости!

А.Ф. НИКОЛЬСКИЙ, доктор географических наук, ведущий н.с. лаборатории георесурсоведения и политической географии ИГ СО РАН, член комитета Иркутского областного отделения КПРФ
экономика, политическая система

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########