Новости KPRF.RU
КПРФ в борьбе за Народный Патриотический фронт, права трудящихся и национальные интересы России


Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на XI (октябрьском) пленуме Центрального ...

Сергей Обухов: КПРФ не «приживалка» при партии власти и не «пушечное мясо» для улицы Навального


Доктор политических наук Сергей Обухов в социальных медиа поделился некоторыми оценочными ...

Выпуск авторской программы Сергея Шаргунова "Двенадцать" на канале "Россия 24"


Выпуск авторской программы Сергея Шаргунова "Двенадцать" на канале "Россия ...

Лидер КПРФ Г.А. Зюганов направил приветствие делегатам XIII съезда Коммунистической партии Вьетнама


Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов направил приветствие делегатам XIII съезда ...

Заявление ЦК КПРФ в связи с включением Кубы в список государств, поддерживающих терроризм


Центральный Комитет Коммунистической партии Российской Федерации решительно осуждает ...

Архивы публикаций
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
08 дек 17:29в области / ВАЖНО

«Интеллектуальная среда» – об Октябрьской революции и марксизме

В Иркутске среди множества дискуссий и мероприятий, посвящённых 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, особым напряжением были отмечены две встречи проекта «Интеллектуальная среда». На них столкнулись два взгляда на нашу историю и на значение в ней революции: правых консерваторов и сторонников левых идей.

«Интеллектуальная среда» – об Октябрьской революции и марксизме

Одна из этих дискуссий была посвящена Октябрьской революции 1917 года, другая – развитию и судьбе левой идеи в мире. Первая встреча, посвящённая обсуждению одного из самых значимых событий новейшей истории, состоялась в юбилейную дату 7 ноября.

Постоянный ведущий «Интеллектуальной среды» Михаил Учитель открыл мероприятие утверждением, что Октябрьская революция стала новой вехой в истории России, которая освободила народы, проживавшие в империи, от того гнёта, которым явилась власть Романовых как инструмент экспансии Запада на Восток. В том числе и русский народ, глубокий раскол внутри которого породили своей политикой Пётр I и его отец Алексей Михайлович.

О русском расколе, вкладе в революцию старообрядцев, а также крестьян, традиционная общинная жизнь которых была поставлена под угрозу политикой империи, говорили многие. Но отмечались и особые причины, которые звучат совсем редко. Так, религиовед Юрий Сеурко рассказал о протестантских сектах, участвовавших в революции. По его мнению, немалый вклад в дело революции внесли протестантская этика и прозелитизм некоторых еретических течений, видевших в коммунизме попытку построения Царствия Божьего на земле.

К классической марксистской трактовке Октября обратился координатор «Левого фронта» в Иркутске Антон Марьясов. По его мнению, главным желанием революционных масс был прогресс, конкретное улучшение жизненных условий, а все остальные причины – в лучшем случае являлись чем-то побочным.

Оппозицию практически всем участникам дискуссии составил постоянный участник проекта Всеволод Напартэ, утверждавший, что революция была ошибкой и что порождена она была не объективными факторами, не политикой Российской империи, что в том или ином виде утверждали остальные, а деятельностью революционеров, которая была развёрнута в тылу воюющей армии.

«Я верю в то, что существуют некий единый организм. Можно называть его нацией. Можно называть его как угодно, но все вы, здесь живущие, прошли тысячелетнюю историю, став единым телом. И в нас не может быть в принципе никаких противоречий, дающих право одним убивать других», – заявил Всеволод Напартэ.

В жаркую баталию, разделившую участников на два лагеря, превратилась вся последующая дискуссия, хотя убивать никто никого, к счастью, не призывал. Тем не менее, вызвала большое недоумение у многих возможность считать частью единого организма, например, олигархов, грабителей государственного масштаба, вывозящих народные богатства из страны. Напрашивается вывод, что если это и некая часть организма, то явно поражённая злокачественной опухолью.

Накала в дискуссии ничуть не уменьшили даже высказанные мною тезисы о том, что необходимость социализма в России видели даже такие правые консерваторы, такие как К. Леонтьев, и о том, что многие ценности, за которые сейчас выступают многие правые, можно было увидеть в Советском Союзе.

На следующей встрече 29 ноября обсуждалась не менее интересная тема «Левые и постмодерн». Развитие марксизма было обусловлено историческим решением большевиков и В.И. Ленина, решивших совершить революцию не в передовой капиталистической стране, как учил К. Маркс, но в аграрной, отстающей в производственном отношении и в становлении пролетарского класса стране, периферийной в экономическом отношении к европейской промышленной цивилизации.

Именно это решение – и предвидение – породило раздвоение в развитии марксистского учения: одна часть согласилась с практическим осуществлением идеалов Маркса вопреки некоторым положениям его теории, другая – осталась верна догмам его учения, отвергнув таким образом завоевания марксизма-ленинизма. Последние – троцкисты – стали предвестниками неомарксизма, породившего целый ряд парадоксальных течений в левом движении на сегодняшний день.

Неомарксисты, ярким представителем которых является Иммануил Валлерстайн, утверждали и утверждают, что никаких социалистических революций миру не нужно, пока не будет окончательно установлена капиталистическая мир-система. Только после этого единый планетарный класс нищих и обездоленных должен будет опрокинуть существующий порядок и начать строительство нового мира. В связи с этим представители левых взглядов, разделяющие эту идею, всячески способствуют распространению либеральных ценностей и капитализма, чтобы приблизить момент мировой революции. Таковы, например, неоконсерваторы в американском парламенте, которые своей политической программой принципиально ничем не отличаются от либералов, а также различные левые движения как на Западе, так и в России. Совершенно непонятно при этом, реальны ли такие перспективы, можно ли предполагать, что в условиях глобального капитализма с современными технологиями манипуляции и слежения можно будет сформировать революционный класс.

Участники дискуссии обсудили идеи левых идеологов постмодерна, указали на колоссальное влияние на современное состояние Франкфуртской школы, на иные общественные и антропологические представления в постмодерне, сформулированные такими левыми мыслителями, как Жиль Делёз, Феликс Гваттари и другие, которые колоссально меняют всю картину будущего в мировоззрении левых.

Но речь шла также и о том, что никакое государство или содружество государств в современном глобальном мире не может развиваться и быть независимым от мирового капитализма без применения опыта социалистических стран. Любое сопротивление глобальному либеральному порядку не может происходить без учёта и использования марксистского анализа.

Пути к такого рода сопротивлению были указаны марксистскими теоретиками другого направления, такими как Антонио Грамши, учитывавшими опыт марксизма-ленинизма и развивавшими учение К. Маркса в конкретной практической связи с Великой Октябрьской социалистической революцией и революциями в других странах.

На этом мероприятия, посвящённые Великому Октябрю в Иркутске, однако, не заканчиваются. Уже в это воскресенье, 10 декабря, в ИРНИТУ пройдёт молодёжная научная конференция «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», основной тематикой которой станет Октябрьская революция. А в среду, 13 декабря, в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея состоится очередная встреча цикла «Сто лиц Восточной Сибири». Она будет приурочена к 100-летию декабрьского вооруженного конфликта в Иркутске, положившему начало Гражданской войне в Сибири.

Михаил СЕУРКО, пресс-служба Иркутского ОК КПРФ
общество, дискуссионный клуб, теория, история

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########