Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков вручил дипломы выпускникам Центра политической учебы ЦК КПРФ


В Центре политической учёбы ЦК КПРФ состоялось вручение дипломов выпускникам очередного ...

Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"


Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...

Геннадий Зюганов: “Либо фашизация целых стран и мировая война, либо движение к социализму!”


В Центре политической учебы ЦК КПРФ состоялась встреча слушателей 53-го потока с лидером ...

В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

Нина Останина, Мария Дробот и Георгий Камнев почтили память В.И. Илюхина в Пензе


21 апреля Пензу посетили сразу три депутата Государственной Думы от КПРФ. Среди них: ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
28 окт 16:50в области / ВАЖНО

Как привлечь выпускников школ в иркутские вузы?

Много работы провели наши руководители по модернизации одного из достижений Советского Союза – советского образования. Самым активно обсуждаемым изменением является Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Можно предположить, что мы не владеем какой-то скрытой от нас информацией, но эта тема является для Иркутска очень актуальной. Поступление в ВУЗы по результатам ЕГЭ приводит к «вымыванию» выпускников школ с высокими баллами в престижные столичные ВУЗы. Эти выпускники после окончания университета или института наверняка пожелают остаться в том городе, где они учились, или будут двигаться дальше, подчиняясь сформированной обществом миграционной политике: «там хорошо, где нас нет». Для наиболее престижных и столичных ВУЗов это хорошо, для Иркутска – это очень плохо.

Как привлечь выпускников школ в иркутские вузы?

Посредственные выпускники школ, скорее всего, пока могут измениться за период обучения в высшей школе и приступить к работе высококлассными специалистами. Но это пока в иркутских ВУЗах работают преподаватели, не забывшие еще «советское образование». Применение ЕГЭ производит постепенный естественный отбор: более подготовленные выпускники уедут из нашего города, посредственные – останутся, вольются в систему образования и уже не смогут подготовить выпускников школ, соответствующих требованиям ВУЗа. ВУЗы понизят планку приема, упростят программу подготовки, выпустят слабых специалистов, которые попадут на работу в эти ВУЗы. Круг замкнется! Это, конечно, произойдет не за один день, но в конечном итоге государство прикроет «приюты посредственности».

Иркутск останется без ВУЗов. Не будут приезжать в Иркутск абитуриенты, не вернутся в Иркутск специалисты, подготовленные ВУЗами других городов. Запустится цепочка связанных событий, которая может привести большой город к нескольким предприятиям с необходимым количеством работников. Кроме работников этих предприятий и соответствующей им небольшой инфраструктуре: пара детских садов, пара школ, поликлиник, магазинов… Больше в городе занятий для жителей не найдется.

Ситуация усугубляется не только на границе «школа – ВУЗ». Уже с самых первых опытов применения тестовых экзаменов типа ЕГЭ специалисты бьют тревогу. Школьное образование перестраивается в худшую сторону на всем протяжении. Стимулы к обучению утрачиваются уже в младших классах. Наверняка такое воздействие чиновников на систему образования не лишено определенного смысла и происходит по четкому плану, но такой четкий план не устраивает работников системы образования. И если большинство общеобразовательных школ не может противопоставить ничего чиновникам, то ВУЗы пытаются найти выход.

К примеру, среди школьников с каждым годом увеличивается количество олимпиад. Столичные ВУЗы тратят заметные финансовые и людские ресурсы для поиска «одаренных детей», которые смогут после школы продолжить обучение в их стенах. В сети легко можно найти список олимпиад (Приказ Минобрнауки №901 от 28 августа 2015 г. "Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год" Зарегистрирован в Минюсте 09.09.2015 №38856) и льготы, которые получают участник олимпиад для поступления в конкретные ВУЗы. К большому сожалению, иркутские высшие учебные заведения практически не представлены в этих обзорах. Если наши и участвуют в проведении олимпиад школьников, то чаще всего организаторами являются московские ВУЗы, и льготы победители получают для поступления именно туда. Это просто огромный минус для нашего города.

Поэтому работа столичных ВУЗов по поиску своих будущих студентов заслуживает внимания и анализа. Многие уважающие себя московские ВУЗы проводят предметные олимпиады практически во всех крупных городах России. И если очный этап отсутствует, то в заочном этапе может принять участие практически любой школьник. Здесь нужно обратить внимание на очень интересный факт: Все олимпиады проводятся не только для учеников старших классов – потенциальных абитуриентов ВУЗа, но и для младших классов. Встречаются олимпиады даже для первых классов. Если проанализировать тот факт, что ВУЗы начинают искать себе абитуриентов среди первых классов, то вывод (лучше всего, если он окажется неправильным) можно сделать такой: средняя школа в настоящее время не обеспечивает подготовку всех обучающихся для поступления в ВУЗ. Организация олимпиад с участием младших классов помогает формировать то системное мышление, которое необходимо для обучения в ВУЗе и которое школа уже не формирует. Самое печальное, что такая деятельность необходима уже для начальной школы: ученику придется проходить две линии образования. Первую в школе для получения аттестата и сдачи ГИА и ЕГЭ (хотя названия могут измениться), вторую при участии в разных предметных олимпиадах для формирования системного мышления, необходимого при получении высшего образования.

Обратимся к примерным цифрам – в России примерно 3000 ВУЗов и филиалов. По прогнозам в 2016 году из школ выйдет немногим более 600 тыс. выпускников. В 2015 году в школы поступило около 1,6 млн. первоклассников, всего в школах учится 14.1 млн. обучающихся. Ситуация ближайшей весной неутешительная, за 10-11 лет она улучшится не столь значительно, чтобы ВУЗы могли быть спокойны, хотя части из них беспокоиться будет не о чем (по прогнозам могут сократить 40% высших учебных заведений в России). Нашим иркутским ВУЗам необходимо перенимать тактику известных московских: еще с начальной школы необходимо «прикреплять» школьника к своему ВУЗу. Проводить соответствующие предметные олимпиады и выдавать закрепленный приказом ВУЗа документ, дающий льготы для поступления именно в этот Институт. Такая накопительная система за период обучения в школе надежно свяжет будущего абитуриента и иркутский ВУЗ. Конечно, вызывает большие сомнения тот факт, что, например, наш Иркутский Медицинский университет будет набирать себе абитуриентов в Москве, но охватить своим вниманием школьников Иркутской и ближайших областей можно. В Иркутске в этом году начали учиться в школе более 8 тыс. первоклассников, в области 35,5 тыс. первоклассников. Эти будущие абитуриенты через 11 лет будут выбирать из двух десятков высших учебных заведений Иркутска и около двух тысяч оставшихся по всей России. Это будут трудные 11 лет для нашего высшего образования.

На каком месте окажется Иркутск при выборе места получения высшего образования, напрямую зависит от руководства нашими ВУЗами. Чем более агрессивной будет политика чиновников по навязыванию тестовых экзаменов в школе, тем дальше будет реальный уровень выпускников школ от уровня, необходимого абитуриенту ВУЗа, тем сложнее будет Иркутску удержать своих молодых людей от желания уехать из родного города и привлечь молодежь из других регионов. Нужно всегда помнить, например, о «Высшей школе экономики», которая проводит и является организатором межрегиональных олимпиад на всей территории России и об иркутских ВУЗах, которые никак не претендуют на другие территории. Кто в такой ситуации найдет себе лучших абитуриентов, кто сможет работать со студентами на более высоком уровне и подготовить более высококлассных специалистов? ВУЗ, который выбирает себе студентов на всей территории России (примерно 600 тыс. выпускников) или ВУЗ, который работает с областью, выпускающей чуть менее 20 тыс. Прогноз, какие из ВУЗов смогут принять в свои стены сегодняшних первоклассников, для нашего города может быть очень неутешительным.

Артур БОРОДИН, докторант БГУЭП
образование, молодёжь, общество

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########