Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Г.А. Зюганов о заказчиках преступления в Крокус Сити Холле в интервью на радио «Комсомольская правда»


Интервью Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова. - Сейчас идет очень активное расследование ...

Сергей Обухов - «Красной линии»: Опыт Белоруссии должен стать основой для миграционной политики России!


Депутат Государственной Думы, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических ...

Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...

В.И.Кашин принял участие в заседании Коллегии Россельхознадзора


28 марта 2024 года Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

«Трасса мужества»: линия Абакан – Тайшет

Ровно полвека назад, 4 декабря 1965 года из Тайшета и Абакана навстречу друг другу вышли поезда «Ангара» и «Енисей». Они встретились на станции Саянская, где состоялся большой праздник по случаю завершения строительства железнодорожной электрифицированной трассы Тайшет – Абакан – Новокузнецк. 9 декабря железная дорога Абакан–Тайшет была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. Это была первая дорога в СССР, электрифицированная сразу, во время строительства, а также оборудованная всеми новейшими средствами автоматизации управления движением.

«Трасса мужества»: линия Абакан – Тайшет

Сегодня эта магистраль играет в жизни Восточной и Западной Сибири важную роль. По ней перевозят лес, уголь, существует и пассажирское движение. Абаканское отделение Красноярской железной дороги всегда было своеобразным полигоном Министерства путей сообщения.

Эту железную дорогу строили в 1959-1965 годах на территории Красноярского края, частично Хакасской АССР, Иркутской области. Она является продолжением железной дороги Новокузнецк – Абакан, построенной в 1949-1950 годах. Строительство этой трассы было объявлено комсомольской ударной стройкой. И на её строительство приехали сотни и сотни молодых людей со всех концов Советского Союза.

Длина участка Абакан-Тайшет составляет 647 км, а всей дороги Новокузнецк-Тайшет – 1034 км. Дорога строилась в сложнейших природных условиях Восточного Саяна. Дорога пересекает крупные таёжные реки Абакан, Енисей, Туба, Мана, Кан и Бирюса.

Центральный участок Трассы Мужества проходит через Восточный Саян. Наивысшая точка пути – станция Щетинкино: 800 метров над уровнем моря, самая высокая станция Красноярской железной дороги. Здесь поезда поднимаются в горы, дважды поворачивая на 180 градусов и проходя через три тоннеля, а также по Козинскому виадуку высотой 78 метров. Всего по трассе пробито девять тоннелей.

… Идея строительства железной дороги через Саяны появилась ещё в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность её строительства из-за сложного рельефа, больших перепадов высот.

Проектирование дороги возобновилось только в 1935 году. Было предложено пять вариантов трассировки линии, из которых наиболее целесообразными были линии с выходом на Нижнеудинск и Тайшет. Окончательный вариант склонился в пользу Тайшета. Благодаря этому решению станция Тайшет стала крупным железнодорожным узлом, где ныне заканчивается трасса Абакан-Тайшет и начинается БАМ.

Работы по проектированию активизировались с началом Великой Отечественной войны, потому как к тому времени в горах геологи обнаружили два крупных месторождения железной руды, необходимых металлургическим предприятиям Кузбасса. Главным инженером проекта был назначен Александр Кошурников. 5 октября 1942 года экспедиция в составе инженера Алексея Журавлёва и техника Константина Стофато, под руководством Кошурникова, отправилась по маршруту «Нижнеудинск – Абакан», большей частью пролегающему вдоль Казыра. Кошурников вёл дневник. Однако экспедиция окончилась трагически – все её участники погибли. Их фамилиями названы три станции.

В 1959 году началось строительство трассы. Каждый год в эксплуатацию сдавали по 100 километров пути. Строители создали 725 искусственных сооружений, было выполнено 37 млн. кубометров земельных и 11 млн. кубометров скальных работ. Чтобы перевезти это количество земли и камня, потребовался бы 1 млн. 314 тыс. железнодорожных вагонов. При строительстве был произведён мощнейший в отечественной истории неядерный взрыв: для обрушения скального массива взрыв составил одну килотонну в тротиловом эквиваленте. Завершено строительство было 24 января 1965 года. 29 января по только что построенной магистрали, из Абакана в Тайшет прошёл первый пробный поезд. А потом навстречу пошли поезда «Ангара» и «Енисей»…

В 1962 году трассу «Абакан-Тайшет» так воспел поэт и композитор Юрий Визбор:

От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы.
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.

Подготовила Людмила ЕЛИЗАРОВА
«Приангарье», № 54
история

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########