Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков на Первом канале: «Интересы России может защитить только сама Россия»


Чтобы сохранить позиции на постсоветском пространстве, Россия должна усилить свою ...

Пусть наши дети будут счастливы! Обращение Общероссийского Штаба протестных действий к региональным организациям КПРФ, депутатам и лево-патриотическим силам страны


Обращение Общероссийского Штаба протестных действий к региональным организациям КПРФ, ...

КПРФ в борьбе за Народный Патриотический фронт, права трудящихся и национальные интересы России


Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на XI (октябрьском) пленуме Центрального ...

Программа «Темы дня» (23.11.2020) на телеканале «Красная Линия»


Представляем программу «Темы дня» на телеканале «Красная Линия» ...

РУСО. К 200-летию Ф. Энгельса. "Великий борец и мыслитель"


Еще при жизни Фридриха Энгельса называли «человеком-титаном», ...

Архивы публикаций
«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
01 сен 17:11в области

Не «менеджер», а толковый инженер

Два миллиона первоклассников из 17 миллионов школьников в эти дни впервые сели за парты. Многие студенты готовятся получить дипломы и вступить в самостоятельную жизнь. А для выпускников школ остается меньше года до сдачи ЕГЭ. Тревожно-радостные дни! Радость сочетается с тревогой.

Не «менеджер», а толковый инженер

Как пройдут линейки, если нельзя проводить массовые мероприятия? Как не допустить столпотворения в коридорах, в буфетах и столовых, если приходится учиться в две смены из-за нехватки школ? Не меньше учеников и студентов волнуются их родители: куда будет поступать их ребенок после окончания школы, найдет ли работу по специальности выпускник вуза?

Для многих родителей, как и для меня, небезынтересно знать, сможет ли дипломированный молодой специалист найти место в родном отечестве, быть востребованным, принести пользу обществу, а заодно помочь решить амбициозные задачи – войти в пятерку ведущих стран мира по экономике. Пусть не в 2024 году, но хотя бы в 2030-м. Ответа на этот вопрос пока нет, поскольку многие выпускники вузов мечтают работать за границей.

В своем ежегодном Послании к Федеральному собранию В. Путин хотя и сказал о необходимости повышения учителям заработной платы, но суровая реальность не позволит сделать этого, так как решить кадровую проблему даже миллионными пособиями, доплатой за классное руководство не удастся. К тому же для учителя переход на очно-дистанционную форму – дополнительная нагрузка, и будет ли она достойно оплачиваться? Для дополнительных выплат педагогам ресурсов в бюджетах различного уровня нет. Нет и стабильного повышения зарплаты, решения жилищной проблемы, и возвращения льгот, особенно сельским учителям. Кто из «сильных» учителей поедет сегодня в село, чтобы, лишившись многих благ цивилизации, получать 15-20 тысяч рублей. Не лучше ли стать репетитором, чтобы не составлять рабочую программу по своему предмету, требующую огромных физических усилий. И это не считая приложений текстов контрольных и самостоятельных заданий на предстоящий учебный год, да плюс тематическое планирование. Это работа высокооплачиваемых чиновников из министерств образования регионального и федерального уровня, не желающих заниматься этими вопросами, то есть обременять себя.

Преподавателям вузов тоже не позавидуешь. На бумаге, согласно майским указам Путина, зарплату преподавателям привязали к средней зарплате в регионе, которая из-за вируса и кризиса становится все меньше и меньше. А считают ее, как и в других отраслях хозяйства, то есть берут среднее арифметическое между ректором и десятком простых сотрудников, зарплата которых в десятки раз меньше начальника. Приходится подрабатывать в двух-трех местах, не оставляя времени для научной и методической работы.

Поэтому среди преподавателей школ и вузов практически не остается подвижников, они идут в бизнес по советам Д. Медведева. Их место занимают не учителя, а клерки с дипломами. Они не очень эрудированны в своих предметах, особенно в научной области. Вот почему Россия отстает от всего мира по написанию истинно научных работ, по внедрению передовых технологий в производство. Кому нужны их псевдонаучные статьи в псевдонаучных журналах? Они беспринципны и на экзаменах, ставя студентам положительные оценки согласно баллам, выставленным за посещаемость. «Каков поп, таков и приход», то есть какой преподаватель, такой и дипломник. И все довольны.

Вместо трехлетней отработки после получения диплома, как в советское время, молодые специалисты отправляются на «вольные хлеба» и едва ли найдут работу, связанную со специальностью по диплому. По данным исследования РАНХ и ГС, только 37 процентов молодых выпускников вузов, колледжей и техникумов работают сегодня по специальности. 29 процентов сказали, что их работа хоть как-то связана с тем, чему их учили. Чтобы работать на высокооплачиваемом месте по специальности (диплому) необходимо иметь «своих людей», или как говорили раньше, «лохматую руку» в ведущих компаниях.

Чтобы дать равные права всем при поступлении в вуз, необходимо школьное образование сделать бесплатным и общедоступным, что не должно подвергаться сомнению. Сегодня же существует немало статей, по которым родителям открыто или завуалировано приходится платить, не говоря об оплате за репетиторство, достигающее нескольких тысяч рублей в месяц. Как при этом не вспомнить, что советское образование было самым передовым в мире, и что уже к 20-м годам прошлого столетия была ликвидирована полная безграмотность.

Технологическая среда меняет людей. Книги, учебники давно заменили компьютеры. Мобильные средства связи сократили живое общение. Не в малой степени этому способствует и коронавирус. Раньше дети зачитывались фантастикой, классикой, грезили о стройках века, полетах в космос, хотели стать строителями, учеными. Сегодня власть постаралась изменить в глазах детей и родителей прерогативы – бизнес, чиновничья государственная служба – но не профессии, двигающие страну вперед. Негосударственные вузы не готовят специалистов тех профилей, в которых сейчас нуждается страна. Мало выпускается врачей, математиков, специалистов по естественным наукам. Кого можно подготовить на слабой материально-технической базе? Откуда ей взяться, если Минфин предлагает выделить на госпрограмму «Развитие образования» на 2,64 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году, расходы на программы высшего образования предлагается увеличить на 2,57 миллиарда рублей. На всю программу добавляют стоимость нескольких квартир в модном квартале Москвы или одного «незаменимого» футболиста.

Но как и где найти даже эти мизерные средства, если только за первое полугодие из России в зарубежные банки и офшоры вывели 35 миллиардов долларов или 2,5 триллиона рублей, что в два с лишним раза превышает расходы федерального бюджета на медицину и образование. Само собой напрашивается сравнение: бюджет Новосибирского университета порядка 70 миллионов долларов, бюджет Гарварда – 5-6 миллиардов долларов. Важно дать хорошее образование талантливым ребятам, помочь им реализовывать свои амбиции не на Западе, а в родной стране. А потому необходимо четко и ясно ответить на вопрос, что мы хотим сделать в образовании? Ответа нет. Сегодня уже образование не вернется в советское время и в советскую систему, так как мы живем в другой стране. Сейчас в ней полицейских – почти миллион, сотрудников спецслужб – более двух миллионов. Зарплата профессора почти в полтора раза меньше, чем зарплата лейтенанта полиции и равна пенсии сегодняшнего отставного военного. Об учителе не говорим. Расходы бюджета на спецслужбы превышают расходы на здравоохранение и образование вместе взятые в три раза. Значит, мы движемся не к обществу знаний, как утверждают президент и премьер-министр, а к полицейскому государству.

Век высоких технологий требует сегодня от молодых людей умения обращаться с большими объемами информации, развивать свои способности, опираясь на фундаментальные науки – физику, математику. И снова непонятные «ножницы» между понятиями надо и что делается. Сегодня большинство учащихся не имеют нормальных условий для учебы. Мизерная стипендия, низкий доход родителей заставляют их подрабатывать, что не способствует повышению знаний.

Образование – это планомерное обучение людей, создание условий для усвоения пройденного материала. Но кто даст эти знания? Вчерашние егэшники, дающие онлайн-уроки, дистанционное обучение, или менеджеры в модных пиджаках, просто ничего не знающие?

Когда власти в очередной раз твердят об «утечке мозгов», недостаточной квалификации выпускников вузов, невольно задумываешься: а что вы сделали для того, чтобы талантливые ребята не рвались в другие страны, чтобы среди нобелевских лауреатов снова появились ученые-россияне? Хочется верить, что будут выполнены майские указы Президента, что должно произойти индустриальное развитие нашей страны, что откроются тысячи предприятий и организаций, которые станут испытывать потребность в выпускниках вузов и техникумов своего профиля, а менеджера заменит настоящий инженер. Власти нужно услышать голос передовой молодежи, голос времени.

Евгений ДЕРКАЧ
образование, общество, капитализм

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########