Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...

В.И.Кашин принял участие в заседании Коллегии Россельхознадзора


28 марта 2024 года Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

Рассвет ТВ. Ренат Сулейманов. Частному бизнесу не место в ЖКХ!


В последнее время Россияне встревожены ростом аварийности жилых домов, техногенными ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: У подавляющего большинства террористов мира один хозяин – западный империализм


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
02 фев 16:10в области

Славянские дни и ночи

25 июня – День дружбы и единения славян – наши местные власти (теперь уже бывшие) отметили гробовым молчанием. Иркутян не удостоили даже элементарного поздравления с праздником, не только внесённым в реестр памятных и праздничных дат Российской Федерации, но и введённым решением Совета Европы в реестр памятных дней Европы.

Славянские дни и ночи

И всё-таки поздравление иркутяне получили. Они получили его от Иркутского городского радиоканала 25 и 26 июня в большой праздничной передаче «Братья славяне!», которую потом иркутские коммунисты разместили в своей газете «Приангарье». В противодействие бойкоту властей иркутская общественность отметила праздник. Не так, конечно, как нам мечталось, но всё-таки! Выступая по радио, Александр Турик, председатель Иркутского отдела Союза Русского Народа, сказал: “Странно и грустно, что наши местные власти абсолютно никак не пожелали отмечать День дружбы и единения славян. Но я думаю и надеюсь, что на будущий год мы все вместе исправим эту досадную оплошность и отметим наш славный праздник достойно”.

День дружбы и единения славян приходится как раз на купальскую неделю, которая начинается в ночь с 23 на 24 июня праздником Ивана Купалы – праздником Воды и Огня, двух великих очистительных сил природы. По славянскому поверью, в купальскую неделю возможно очищение души и тела от скверны. Случайно ли такое уместное совпадение дат?!

Мы мечтали объявить купальскую неделю Днями славянской культуры в Иркутске. Мы думали, что чиновники от культуры организуют в музеях – соответствующие выставки, в театрах и концертных залах – программы славянской тематики, в библиотеках – творческие встречи, дискуссии, обсуждения… И – Славянский Карнавал! С субботы на воскресенье.

Наш новый губернатор – коммунист, а газета иркутских коммунистов «Приангарье» – серьёзно поддержала наши славянские инициативы. Поэтому есть все основания быть в твёрдой уверенности, что надежды Александра Турика, как и всех нас, обретут реальное воплощение и Дни славянской культуры в Иркутске станут очередным вкладом столицы Приангарья в культурную жизнь страны.

День дружбы и единения славян, как и праздник Ивана Купалы (у поляков – Sobótki) отмечается всеми славянскими народами. Вместе мы найдём огненный цветок папоротника, и он укажет нам путь к скрытым сокровищам славянской культуры.

ПРАЗДНИК ОЧИЩЕНИЯ ОТ СКВЕРНЫ

День Ивана Купалы олицетворяет великие силы природы. Любовь народа к этому празднику поэтически выражена и в песнях, и в присловьях, и в поговорках: “Купалинка – ночка маленька”, “Дядя Иван и людям, и нам”, “После Ивана не надо жупана”…

Этот день в древних русских сёлах всегда начинался с утреннего молебна в церкви. Затем праздник выходил за церковную ограду на улицу и широко разливался за селом по окрестным лугам, лесам и озёрам – повсюду народ веселился, справляя многочисленные обряды, сложившиеся в многовековом ходе этого поистине народного гулянья.

В народных верованиях языческий праздник воды и её божеств – купал слился с днём Иоанна Крестителя, отчего и получил название Ивана Купалы. Это самый весёлый и почитаемый в народе праздник. В нём, как и в других христианских торжествах, неразделимо соединились церковные обряды с играми и затеями, которыми он издревле сопровождался.

Дни Ивана Купалы (с 24 по 28 июня) считались вершиной летних крестьянских праздников, которые начинались с Троицы.

Вообще в Древней Руси день Ивана Купалы был настолько большим праздником, что в честь его традиционно производились два особых обряда: купанье в воде (либо в росе) и прыганье через зажжённые костры. Оба эти обряда издревле считались очистительными (водой и огнём). В ночь под Ивана Купала девушки и парни водили хороводы, жгли купальские костры, купались и прыгали через огонь, очищаясь от худых напастей.

Купальская ночь проходила на Руси всегда весело, с размахом. Окрестные леса наполнялись гомоном молодёжи, радостными песнями. Народ опоясывался перевязями из цветов. Девушки надевали на голову венки из трав, составляли и водили хороводы.

Купала – старинный праздник солнечного благодарения. По древнему обычаю старики добывали от высекаемых искр «живой огонь», а затем возжигали костры. В середину костра ставили шест с укреплённым на нём горящим колесом – символом Солнца. У этих костров и собиралось сельское общество. Парни и девушки всю ночь прыгали через огонь по одному или парами, взявшись за руки, вновь и вновь бежали купаться, причём в эту ночь допускалась относительная свобода интимных отношений. Поодаль чинно сидели старики, степенно беседовали, пили пиво и брагу.

С днём Ивана Купалы связаны представления о чудесах. Особую роль в эту ночь отводили папоротнику. Считалось, что в полночь на Ивана Купала он расцветает чудесным огненным цветком, и этот цветок, по поверью, указывает, где таятся сокровища. Но неведомая сила в один миг скрывает ослепительный жар-цвет, так что человеку не удаётся даже увидеть его.

Именно в эти купальские дни стремились собирать разные спасительные травы.

Владимир УСОВ

КУПАЛЬСКАЯ НОЧЬ

25 июня – День Славянского Единства! Дата замечательная, и накануне, в ночь с субботы на воскресенье, в деревне белорусских переселенцев Ахины Эхирит-Булагатского района, иркутский Белорусский молодёжный клуб «Крывiчы» организовал большой славянский праздник – Купальле. Праздник этот – древний. Уходит своими корнями в дохристианскую эпоху, когда славяне ещё не подвергались глобализации и чтили свои традиции. Белорусы и поныне хранят первозданность купальских обрядов.

Мы здесь, в Иркутске, как раз и ставим перед собой главной задачей возрождение древних народных традиций белорусского народа. В общем-то мы здесь белорусы не только те, которые родились в Белоруссии и переехали в советское время в Иркутск, но и те, кто теперь – уже потомки давних белорусских переселенцев. Здесь нас на самом деле очень много – гораздо больше, чем кажется поначалу. Поэтому очень важно и нужно рассказывать иркутянам о белорусской традиционной культуре, о нашем историческом наследии, об особенностях нашего языка белорусского. Наш язык – уникальный язык: он сохранил архаичность древнеславянского и фактически не изменился.

Почему была выбрана деревня Ахины? Потому что её основали белорусские переселенцы с Западного Полесья, и тому уже – более 100 лет.

Купальская ночь – самый яркий народный праздник. Его выразительные, красочные обряды объединили в себе практически все дохристианские культы. Культ огня, воды, растительного и животного мира, зарождающейся любви, первоначал всего живого – всё это нашло своё отражение в празднике Купальле. С ним связано много народных поверий.

Важнейшим моментом купальского обряда является зажигание ритуального Огня путём высекания искры, как это делали ещё далёкие предки, и тому уже – более 2000 лет. Огонь земной должен гореть всю ночь купальскую, символизируя великую живительную силу огня небесного – Солнца. Это действо мы совершили в начинающихся вечерних сумерках.

Белорусское застолье, конечно же, было, и конкурсы были, и художественные номера. Справляли мы и чудеса Купальской ночи: исцеляющий звар, поиски волшебной папараць-кветкi (огненной цвети папоротника) и Купалинки, купания в чудодейственной купальской воде, гадания на веночках… И конечно же, белорусские игры, танцы, прыжки через огонь, хороводы – много чего было!

На праздник мы пригласили всех желающих. Народу собралось около полутысячи. Приехали и из города, и из соседних сёл.

Одним словом, Купальле удалось на славу! Молодёжный клуб «Крывiчы» проводит и другие старинные белорусские праздники и обряды. Присоединяйтесь к нам – и вы не пожалеете!

День дружбы и единения славян – очень значительный для того, чтобы задуматься ещё раз: какие наши традиции, какие наши корни объединяют нас в общеславянскую культуру. Очень важно это всё подмечать, замечать и популяризировать. Рассказывать людям.

Я думаю, что у нас, у славян, есть большой потенциал, и нужно с большим уважением относиться друг к другу.

Олег РУДАКОВ

Земфира Ковтун, участница Иркутского кружка славянской культуры:

– Наши народные праздники нужно возрождать уже хотя бы потому, что само понятие праздника как общей радости дружелюбия и народного гуляния – утрачено. Я это поняла, когда побывала на празднике Ивана Купала, который проводился иркутскими белорусами. Вот это был настоящий праздник! Сказочная ночь – ночь на Ивана Купала… И ночь эта пролетела как одно мгновение.

Анатолий Байбородин, писатель, редактор альманаха «Иркутский Кремль»:

– Этнограф Олег Рудаков радует меня глубоким и любовным знанием языческих обычаев белых русов. Белороссы – они более русские, чем великороссы. Они сохранили более древние языковые формы, обряды и так далее. Поэтому я и считаю, что мы – единый русский народ. Неделимый.

К сожалению, в Иркутске День дружбы и единения славян не проводится. Но наши общественные организации всё-таки решили ежегодно его отмечать, и мы стоим на этой позиции. Прекрасный праздник этот (который не празднуется) больше бы объединил людей, сплотил их, именно потому, что у нас, у славян, во многом традиции очень схожи.

Елена ШАЦКИХ, вице-президент Польской культурной автономии «Огниво»(из выступления по Иркутскому радиоканалу 25 июня 2015 года)

Выпуск подготовлен и сделан Анатолием СОСУНОВЫМ
«Приангарье», № 3, 2016 г.
общество, культура, Приангарье

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########