Новости KPRF.RU
Призывы и лозунги ЦК КПРФ к 22 июня - Дню памяти и скорби, началу Великой Отечественной войны (1941-1945 гг)


Публикуем призывы и лозунги ЦК КПРФ к 22 июня - Дню памяти и скорби, началу Великой ...

Дмитрий Новиков на телеканале «Звезда» об антинациональной сути молдавской власти и праве народа сказать своё слово


Завлекая народ словами о «европейском выборе», режим Майи Санду хочет ...

О задачах КПРФ по сплочению антифашистских сил в борьбе с империализмом, реакцией и военной угрозой


Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на Пленуме Центрального Комитета партии. ...

В Карачаево-Черкесии коммунисты провели праздник – Пушкинские дни на Северном Кавказе


Партийное отделение Карачаево-Черкесии провело в столице региона Черкесске прекрасный ...

Дмитрий Новиков на Первом канале прокомментировал мирные предложения Владимира Путина в русле целей СВО и вопросов глобальной безопасности


Заявление российского президента о возможности сесть за стол переговоров и разрешить ...

Архивы публикаций
«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Памяти экипажа красного военного лётчика Соколова

103 года назад, 30 июля 1920 года, в районе Иркутска произошло крушение самолета 29-го разведывательного авиаотряда РККА при выполнении фотографирования истока Ангары, его экипаж погиб. Иркутск хоть и был небольшим городом, но благодаря своему географическому расположению становился городом, мимо которого не мог пройти жизненный путь многих известных людей. Одним из таких людей был командир 29-го разведывательного авиаотряда товарищ Соколов.

Знакомство с историей 29-го отряда

11 мая 2023 года под авторством человека, по своей профессии далекого от авиации, по диплому инженера-строителя, Тумановой Анастасии Борисовны вышла статья на канале «ТактикМедиа» под названием «Камень — оружие красвоенлета». По-видимому, автор полюбила, всё связанное с авиацией, вследствие чего стала замечательным исследователем истории отечественной авиации периода 1918-1940 гг.

Памяти экипажа красного военного лётчика Соколова

Фотография военного лётчика Михаила Никифоровича Соколова

Со статьёй можно ознакомиться по ссылке https://tacticmedia.ru/news/kamen-oruzhie-krasvoenlyeta/

Меня как коренного иркутянина история привлекла тем, что город Иркутск стал на некоторое время пунктом дислокации 29-го разведывательного авиаотряда Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного флота, который в составе 5-й Армии, сражавшейся на Восточном фронте, освобождал Сибирь от диктатуры Колчака и чехословацких легионеров.

Антиколчаковская эпопея отряда завершилась в Иркутске, из-за того, что сам Колчак в Иркутске и был расстрелян по приговору суда, по итогу победного восстания населения в городе.

3-го марта 1920 года, по сообщению автора статьи, в командование 29-м разведывательным авиаотрядом вступает военный лётчик Михаил Никифорович Соколов.

Где же базировался отряд?

В статье указано, что в период с марта 1920 г. по апрель 1921 г. отряд стоял у станции Михалёво Забайкальской железной дороги и участвовал в заготовке топлива для Иркутска, а в летнее время неоднократно принимал участие в тушении лесных пожаров.
Тут нет неточности.

Иркутский историк, автор книги «Крушение Центросибири» Геннадий Хипхенов поясняет: «Железная дорога, примерно, от Омска или Новониколаевска, теперь города Новосибирска, до станции Иннокентьевская — это у нас Ленинский район города Иркутска, называлась в 1910-20х годах Томская ЖД, от станции Иннокентьевская до границы с Китаем – Забайкальская ЖД».

Для тех, кто не знал, поясняю, что в границы Иркутской губернии входили нынешняя Бурятия и нынешний Забайкальский край.
Таким образом, мы знаем, что 29-й отряд стоял у станции Михалёво, которая расположена была как раз по середине пути от Иркутска до Порт-Байкала по участку Транссиба, который существовал до постройки Иркутской ГЭС.

Там как раз можно было подобрать площадку для взлёта и посадки самолетов.

Кто сомневается, посетите нынешнюю деревню Ново-Грудинино: при подготовке к заполнению Иркутского водохранилища село Грудинино и соседнее с ним село Михалёво были ликвидированы. Также можно по воде посетить Курминский залив, где как раз на его берегу есть заимка Михалёво. Кто не может посетить, то посмотрите на карту тех мест и вы разглядите обширные поля, которые были еще больше, когда не было водохранилища.

Становится понятно, каким образом отряд участвовал в заготовке дров для Иркутска. Лес наверняка сплавляли по Ангаре в Иркутск. Дешево и сердито в том холодном и голодном году. Другого способа доставить лес в Иркутск, находящийся ниже по течению от Михалёва не было, так как железная дорога была занята другими задачами, а река за свою работу оплаты не просила.

Другого лучшего места для решения задач, поставленных перед отрядом, и не найти!

Ближе к истоку Ангары нельзя — там горы покрыты тайгой, а с Иркутска летать, с учетом возможностей тех самолетов, давно уже изношенных, далеко. Тем более расположение возле станции позволяло в тех условиях осуществлять снабжение отряда по железной дороге, кроме того в условиях войны эшелонов железная дорога представляла из себя стратегический путь, который нужно было охранять и оборонять.

И именно при фотографировании истока реки Ангары 30 июля 1920-го года произошла катастрофа аэроплана «Кодрон», в которой погибли командир отряда военлёт Соколов и старший моторист отряда Пигалев, летевший в экзаменационный полет летчиком-наблюдателем.

Похороны красного командира и православная церковь

Если приглядеться внимательно к фотографии похорон Соколова, то можно заметить, что похороны происходят по канонам РПЦ, так как в кадр попал священнослужитель с кадилом. Такой оборот событий меня обескуражил и вызвал сомнение в том, что на фотографии реально похороны красного командира.

Памяти экипажа красного военного лётчика Соколова

Похороны красного военного лётчика Соколова


Я об этом сказал Анастасии Борисовне, и она успокоила мое волнение: «По поводу Ваших опасений, что похороны Соколова проходили по православным канонам: ничего удивительного. До начала 20-х годов в стране Советов церковные и религиозные праздники прекрасно уживались между собой, это видно по приказам. Например, в 1919 году в 11-м разведывательном авиаотряде полеты не проводились в "Рождество Христово" и "Пасху" (цитирую), а в первую годовщину Красной Армии наоборот, с самолетов сбрасывали листовки и фотографировали парад в Самаре (отряд тогда базировался в моем родном городе). В 1921 году Ташкентская школа авиации не летала в Рождество и Пасху. А уж Ильин день, как день авиации, праздновали до 30-х годов точно. Илья Пророк сначала считался святым покровителем воздухоплавателей, а уже затем и авиаторов».

Меня смутила так же надпись к фотографии похорон: «Оз. Байкал, Иркутск», так как совсем не понятно, почему указано два географических объекта, отстоящих от друг друга на добрые шесть десятков километров. То ли для привязки Иркутска к Байкалу, так как о месте нахождения Байкала людей знающих гораздо больше, чем знающих, где в 1920-м году находился Иркутск. То ли для указания мета крушения самолета. Если так, то самолет упал в районе истока Ангары, где по сей день на левом берегу находится поселок Порт-Байкал.
Возможно, такая надпись связана с местом погребения. Тогда тут два варианта: старое кладбище в Порт-Байкале или же хоронили в Иркутске, хотя, если отряд стоял у станции Михалёво, то похороны могли быть на кладбище села Михалёво, которое расположено было как раз по середине пути от Иркутска до Порт-Байкала.

Для чего же экипаж Соколова и Пигалева летал на фотографирование Ангары?

У меня нет ответа на этот вопрос, могу только предположить, что военное командование, понимая стратегическую важность Порт-Байкала, в условиях идущей войны прорабатывало и план защиты Иркутска от военной угрозы с Востока, а значит предстояло фотографировать только определенный участок реки Ангары, тем более по левому берегу Ангары шла железная дорога от Иркутска до Байкала, а по Байкалу в тот момент проходила государственная граница с ДРВ — Дальневосточной Республикой, образованной в 1920-м году.

Возможно, нужно было ознакомиться с местностью, что быстрее было сделать посредством аэрофотосъемки.

Маловероятно, что военных летчиков гоняли фотографировать Ангару в целях речного судоходства, ибо судоходство по Ангаре возможно было только мелкосидящими судами из-за наличия на реке отмелей, порогов и перекатов.

Глубокосидящие суда, ходившие по Байкалу, вообще не могли войти в Ангару из-за наличия в ее истоке серьёзного подводного препятствия, о чем напоминает торчащий из воды знаменитый Шаман-камень, по сути, являющийся вершиной небольшой скалы.

В боях против правителя Монголии

Далее Анастасия Борисовна указывает, что 29-й отряд участвовал в боевых действиях против вторгшихся в мае 1921-го года на территорию Дальневосточной республики войск диктатора Монголии барона Унгерна, отправившись по приказу начальника авиации 5-й Армии Астахова лётом в Забайкалье.

Тут интересен вопрос, куда именно в Забайкалье должен был перелететь отряд?

Так же меня удивило, что отряд перебрасывался в Забайкалье лётом.

А почему не по железной дороге?

Мы знаем, что был сформирован экспедиционный корпус 5-й Амии М. Мятисевича. Значит, 29-й отряд будучи подразделением авиации 5-й Армии, наверняка действовал в её интересах.

А так как боевые действия шли на юге Бурятии, то значит, отряд не был в Забайкалье, а был в Бурятии, в бассейне реки Селенги, от столицы ДРВ Верхнеудинска, в районе которого было введено осадное положение правительством Дальневосточной Республики, до Гусиного озера. А в те времена там железной дороги до станции Наушки и дальше в Монголию не было.

Со мной соглашается и Геннадий Хипхенов: «Забайкалье – это не обязательно современное Забайкалье. Раньше это было буквально за Байкалом, т.е. Бурятия и дальше. Там написано дислокация Тимлюй и Усть-Кяхта. Скорее всего до Тимлюя по железной дороге перевозили, а в Усть-Кяхту пароходом, а может и перелететь могли, но инженерно-технический состав все равно везти надо наземным транспортом или водным».

Но если все таки они летели из Михалёво, то летели прямо через Байкал или огибали его? Пока не известно, но благоразумнее было им идти, огибая Байкал.

Ну и перелет должен был осуществляться днем, так как тогда ночные полеты на той технике были сродни самоубийству.
Так же мне неизвестно, были ли промежуточные посадки для дозаправки или нет.

Дальше путь отряда мог лежать вглубь Монголии до Урги.

«В сентябре 1921 г., «после разгрома белобанд барона Унгерна», отряд перешёл на мирное положение, из Монголии вернулся на зимнюю стоянку на станцию Иннокентьевскую, откуда в феврале 1922г. по предписанию Главвоздухфлота был переброшен на Западный фронт в Смоленск», – пишет Анастасия Борисовна.

Станция Иннокентьевская — это нынешняя станция Иркутск-Сортировочный. Там, на берегу Ангары, как раз в двадцатых годах располагался городской аэродром, в тридцатых годах из-за частых туманов от реки аэродром Иркутского аэропорта был перенесен на плоскую гору восточнее центра города, где находится и в начале 21 века.

А в тридцатых годах возле станции Иннокентьевской был построен Иркутский авиазавод, функционирующий по сегодняшний день.

О штабе авиации Сибири в 1921 году

К статье была прикреплена фотография штаба авиации Сибири в 1921 году.

Здание мне показалось знакомым, и на следующий день я посетил одну из центральных улиц Иркутска улицу Карла Маркса, в 1920 и в 1921 годах еще не переименованной и называвшейся Большой, где узнал дом с фотографии — дом 41, который мог по служебным делам посещать летчик Соколов.

Памяти экипажа красного военного лётчика Соколова

Здание на Карла Маркса, 41, в котором в 1921 году располагался штаб авиации Сибири


Вот так, благодаря товарищу Тумановой, мне открылась еще одна неизвестная страничка Иркутска.

В доме номер 41 нет нынче авиационных организаций, но почти рядом с ним, на противоположной стороне дороги и немного ближе к Ангаре, до девяностых годов находился штаб 30-й Воздушной Армии.

Теперь вместо штаба Воздушной Армии находится торговый центр.

Памяти экипажа красного военного лётчика Соколова

Торговый дом на улице Карла Маркса. Ранее в нём работал штаб 30-й Воздушной Армии


Анатолий ОБУХОВ
Обухов Анатолий, история

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########