- НОВОСТИ
- ДОКУМЕНТЫ
- РУКОВОДСТВО
-
ИЗДАНИЯ
ГАЗЕТЫ КНИГИ
- ССЫЛКИ
- ОТДЕЛЕНИЯ
Аларское Ангарское Бодайбинское Балаганское Баяндаевское Братское Боханское Жигаловское Заларинское Зиминское Иркутское городское Ленинский райком г. Иркутск Октябрьский райком г. Иркутск Правобережный райком г. Иркутск Свердловский райком г. Иркутск Иркутское районное Качугское Казачинско-Ленское Катангское Киренское Куйтунское Мамско-Чуйское Нижнеилимское Нижнеудинское Нукутское Ольхонское Осинское Саянское Слюдянское Тайшетское Тулунское Усольское Усть-Илимское Усть-Кутское Усть-Удинское Черемховское Чунское Шелеховское Эхирит-БулагатскоеПоказать менюМЕНЮНовости KPRF.RUЛеонид Калашников принял участие в заседании Совета Всеобщей конфедерации профсоюзов
10 декабря в Москве, в Доме Союзов, состоялось заседание Совета Всеобщей конфедерации ...
Мария Дробот приняла участие в открытии в Москве выставки пейзажистки из Севастополя
10 декабря в Центральном доме работников искусств открылась выставка члена Союза ...
Рассвет ТВ. Сергей Гаврилов. Сохраним память о Великом подвиге СССР!
КПРФ и другие левопатриотические организации проводят масштабную работу по пропаганде ...
Программа «Темы дня» (10.12.2024) на телеканале «Красная Линия»
В выпуске: Без тепла. В Иванове коммунальщики не включили отопление в доме в положенные ...
Юрий Афонин: Воюя с Лениным, его недоброжелатели не могут даже элементарно оценить масштаб цифр
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин прокомментировал обвинения ...
26 ноя 11:28в областиЛ. Кобякова. Капустка по-русски
Одна из легенд рассказывает о том, как капуста получила свое название. Однажды Дионис, бог плодородия и виноделия, подвергся нападению фракийского царя Ликурга. Отец Диониса Зевс жестоко наказал Ликурга. Слезы обиды падали на землю, превращаясь в крупные, никому не известные плоды. Они получили название «капутум», что означает «голова», из-за своей формы – были большие и круглые.
А вот на Руси «капуста», ставшая основным продуктом питания наряду с репой, а позднее картофелем, вызывала лишь позитивные чувства – спасала от голода, лечила и не только в сезон, а круглый год. Заготовку капусты на зиму, нелегкую работу, делали сообща, весело, с шутками-прибаутками, острым словцом. И этот новый осенний праздник был торжественным, волнующим, долгожданным, весёлым. Работа переходила в праздник – с песнями, играми, плясками, угощеньем. Так заготовка капусты с самого начала была связана с понятием доброго и, самое главное, радостного события! Эту работу-праздник называли просто и со вкусом – «Капустка».
В Киевскую Русь капусту привез из константинопольского похода князь Олег в 907 г. Вскоре появился целый ряд новых слов. Ласковое – «капустушка». «Капустница» – блюдо из пареной, либо жареной капусты, залитой яйцами. «Капустка», «Капустенские вечера» – «род праздника, посиделок» (Вл. Даль) с приглашением помощниц для работы, а после него праздника с песнями и угощеньями.
Появилось даже слово «капустянка» – это девушка, «помочанка на капустах», помогавшая рубить капусту (Вл. Даль). А в Забайкалье, со слов исследователя Л.Е. Элиасова, таких девушек звали капустницами: «Ты чо, девка, сёдне капустницей-то будешь? Ноне капустниц много придет».
«Капустничек» – ребенок, родившийся вне брака. Шутили: «нашли в капусте». Возможно, что источником было наблюдение: в подвалах кочан капусты прорастал детками. В наше время хорошо прижилось слово «Капустник» – веселый праздник коллектива, отмечающего важные даты своей жизни.
В Древней Греции капусту признавали за пищу богов. Л.П. Ляховская в «Энциклопедии православной обрядовой кухни» пишет, что «…секрет большой популярности капусты объясняется ещё и тем, что в ней содержится значительная доля элементов таблицы Д.И. Менделеева: фосфор, калий, кальций, натрий, железо, магний, серебро, никель, цинк, молибден, кремний. Кроме того, капуста – настоящий кладезь витаминов: есть в ней аскорбиновая кислота, витамины группы В, Д, Е, К, имеется и «капустный» витамин U (от латинского слова «ульцис» – «язва»), особенно много его в соке капусты, который рекомендуется для лечения язвенной болезни… Важнейшее достоинство квашенной капусты – способность на протяжении всей зимы и весны хорошо сохранять витамин С». Гиппократ советовал лечить головную боль, бессонницу, расстройство желудка. В народе ее прикладывали к больным суставам, к ранам. Современные исследователи пишут, что квашенная капуста замедляет деление клеток злокачественных опухолей.
Поначалу в России капусту высаживали в княжеских владениях и монастырских угодьях. Для царских особ готовили из неё самые разнообразные блюда. Известно, что любимой едой царицы Екатерины II была квашеная капуста, да ещё соленые огурцы с говядиной. Чичиков, герой романа Н.В. Гоголя, запивал холодную телятину «питьевыми щами». Их употребляли после бани и с похмелья. Но вскоре капуста стала излюбленным кушаньем всего народа. В «Домострое» утверждается, что белая соленая капуста была в каждой семье – как у богатых, так и у бедных. В «Уставе Кириллова монастыря» (ХVI в.) отмечается, что почти ежедневным блюдом монастырской кухни были шти, их готовил штевар. Даже на свадьбе гости ели щи и кашу – любимые русские кушанья.
Капусту охотно использовали для приготовления гарниров к мясным и рыбным блюдам, делали начинки для пирогов. Готовили «селянку»: её жарили или тушили с луком, добавляя муки, уксуса, полоски ветчины, говядины или свинины. Но особенно её ценили за то, что она шла в щи, свекольники и борщи. Щи варили даже с очень кислой капустой, иногда предварительно вымачивая её. Капуста входит в список блюд горячей пищи – «хлебова». А.Н. Радищев, побывавший в сибирской ссылке, писал: «Первое в русском огороде и наиболее других уважаемое растение есть капуста, ибо она составляет основание ежедневной пищи русского народа, щей или штей». А сколько пословиц и поговорок о ней бесподобной!
Вырастишь капусту – в закромах не будет пусто.
Капуста не пуста – сама летит в уста.
На Воздвиженье первая барыня – капуста.
Смекай, баба, про капусту на Вздвиженьев день.
У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.
На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.
Капусту и щи – ешь, не верещи.
И загадок про капусту много. А ведь, кроме того, существует множество примет, народных наблюдений, рекомендаций к посеву и уходу за этим растением. У Вл. Даля сказано: в четверг её не высаживали, чтоб черви не подточили. Садили с XIII века в день Арины-рассадницы, т.е. 18 мая. Капуста принимала участие в магическом обряде. В «Месяцеслове семейских Забайкалья» Ф. Болонев сообщает, что её не забывали и во время святок: «Но святочный обычай ходить по домам «машкарадить», «цыганить», требовать подаяния существует до сих пор…. Обычно просили хлеб, пироги, ощурки, капусту, позднее стали просить и рюмочку винца…». В Масленицу готовили блины с капустой.
Способность капусты к долгому хранению использовали путешественники, члены экспедиций, снаряжавшиеся в дальний путь на продолжительное время. Отправляясь в плавания, моряки обязательно брали с собой квашеную капусту. Она была не только продуктом питания, но и защищала от цинги. Таким образом, все члены многочисленных экспедиций на север и восток, снаряжавшиеся в Иркутске, лечились нашей иркутской капустой! По сибирским дорогам на станциях нередко продавали проезжающим в бутылках щи или борщи, зимой – замороженные. В квашенную капусту принято было добавлять анис, кориандр, шафран. Или прослаивали капусту солью, анисом, кружками лимона.
Сибиряки – наследники традиций Древней Руси во всем их многообразии. И капусту выращивали, готовили и запасались на зиму точно также – ведь город основывали первопроходцы из Великого Устюга, Великого Новгорода, Сольвычегодска, Вологды, Каргополя, Ярославля, Москвы и других русских древних городов, и традиции свято иркутянами чтились. Только здесь не «квасили» капусту, а «солили».
Как 200 лет назад готовились к суровой зиме рассказала старейшая иркутская писательница Екатерина Алексеевна Авдеева-Полевая: «Осень во всей Сибири есть время простонародных вечеринок, которые там называют вечёрками. Поводом к ним служит рубленье капусты, что и называют Капусткой. Когда капуста срублена, привезена и посуда для неё готова, то назначали день рубить капусту. С вечера ходили к соседям просить сечек и к знакомым звать на капустку. Поутру обыкновенно собирались старухи обсекать капусту; она делилась на разные сорта: белую, серую (которую там квасят, пересыпая ржаной мукой, и называют кислы), пластинную (которую приготовляют для поста и дней постных, оставляя также кочаны на свежую) и шинкованную.
Кто приходил на Капустку, тех называли капустницами. Приходя, все поздравляли хозяек с Капусткой, как с праздником, и в самом деле они к этому дню варили пиво (которое в Сибири вообще очень хорошо). Обед бывал хороший; но лучшее кушанье готовилось к вечеру, оно было привилегированным блюдом дня – это пирог хлебальный, начиненный капустой с рублеными яйцами» («хлебальный» – это потому, что корочку из теста срезали и хлебали начинку ложками. Пирог готовили из сдобного теста – К.Л.). После обеда собирались молодые женщины и девицы; мужчины приходили к вечеру. Рубление сопровождалось песнями, а вечером, когда всё кончено, угощали чаем гостей; старух и настоящих работников кормили ужином, потому что в самом деле для молодых это был только предлог поплясать. И что за работницы нарядные молодки в шелковых перчатках? Для детей это бывал также праздник: им давали маленькие свечки, и, главное, они могли есть сколько угодно кочерыжек.
После чаю девицы, молодые женщины и мужчины начинали пляску; но это были не кадрили и мазурки, а национальная наша русская пляска. Очень часто плясали под песни, играли кругами, оленем, боярами, маком, сеяли просо. Все это оканчивалось ужином. Иногда после ужина еще плясали; но вот было счастьем, если могли достать скрипку! Скрипачи обыкновенно бывали самоучки; я слыхала этих самоучек; они играли с голосу разные песни и очень порядочно, верно. Тогда можно было плясать даже осьмёрку – танец, род горленки или горлицы; плясали его в четыре и восемь пар».
О том же говорит современник Авдеевой-Полевой, воспитанник Иркутской мужской гимназии, писатель, который прославил Сибирь и наш город своими романами и повестями, – Иван Тимофеевич Калашников: «Капусткою» назывался сбор девиц и женщин для рубки капусты общими силами или помощью, как говорят в деревнях. Это было в обыкновении в домах и богатых, и бедных, и чиновнических, и купеческих, словом, у всех жителей Иркутска. Старушки обрубали вилки, мальчишки подхватывали и ели кочни, а девушки и молоденькие женщины рубили капусту, напевая разные песни. Известно, что русская натура и труд облегчается, и радость оживляется, и горе убаюкивается. Бывало, звонкие голоса певиц далеко разливаются по улицам и невольно влекут прохожих в знакомые им дома. По окончании рубки всех гостей угощали обедом, чаем и потом начиналась пляска. Думаю, что теперь и капустки исчезли вместе с восьмёркою. Время изменяет нравы».
Однако в наше время традиция заготавливать на зиму капусту мало изменилась. Семьи стали меньше, и теперь справляются одной семьёй, но ощущение важности события сохранилось. Жительница села Шаманка Елизавета Васильевна, 86 лет, родившаяся в Зиминском районе (в Шаманку приехала из Выдрино в 1977 г. с мужем строителем), рассказывает о «капустке» в ее детстве и юности. Начиналась работа, как только подморозит, чтобы после нескольких дней в тепле, вынести капусту на морозец. Участвовали в работе близкие родственники, работы хватало всем. Ребятишкам доставались в неограниченном количестве кочерышки и мелкая работа, уборка…Семьи были большие, а зима в Сибири долгая. Насаливали большие бочки литров на 200. Добавляли только морковь и анис.
Татьяна Григорьевна, иркутянка, 86 лет, рассказала, что засолка капусты – это было важнейшее событие в семье. Участвовали все. Ведь заготавливали много, чтоб хватило до следующей. Капуста была на столе круглый год! В их семье наполняли бочку литров на 100, может, и больше. Крошили с полвилка, клали соль, морковь, семена укропа, иногда яблоки и – следующая порция. И так до верха. В некоторых семьях добавляли бруснику. Протирали руками, придавливали. На крышку клали тяжелый камень. Протыкали скалкой, выпуская газ, бочку выкатывали на мороз. У них она стояла в кладовке во дворе.
Николай Александрович, житель поселка Китой, теперь ангарчанин, рассказал, что солили капусты много на большую семью (родители и трое сыновей) на всю зиму. Бросали в капусту, кроме моркови, бруснику или клюкву – они придавали особый вкус. Иногда вместо моркови использовали свеклу.
В семье Светланы Семеновны всегда ориентировались на мнение мамы Марии Дмитриевны (1918 г. рождения). И теперь её внук строго требует, чтобы в процессе заготовки капусты участвовали все члены многочисленной семьи – от мала до велика. Совмещают график занятости. Привозят маму (живет в другом районе), её дело – рубка капусты. Забота детей – приготовить морковку. Работы хватало всем. Из приправы только семена укропа. За процессом следит хозяин дома. Капуста у него всегда выходит на славу! И обязательно перед началом звучат слова: «С Богом!» После окончания работы хороший обед. В России всегда перед важным делом просят Божьего благословения.
По воспоминаниям А.Г. Байбородина, иркутского писателя и краеведа, нашего современника, выросшего в сибирской глубинке, «при рубке капусты, как и при многих других сельских работах, прибегали к помочам – то есть к работе сообща, что особенно удобно было для малосемейных дворов. Помочи – это не только работа сообща, это и праздник душевного единения, братчины, взаимолюбви и взаимовыручки».
Этот всероссийский общинный праздник был в числе, то есть проводился в одно и то же время много веков подряд. Начинали подготовку к рубке капусты 27 сентября (по старому стилю 14 сентября). В День великого праздника – Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвигнули Крест Христов в 326 году по Рождеству Христову. И с того времени ежегодно торжественно отмечается это событие. Воздвиженье – время перемен. Кафтан с плеч сдвигает, тулуп надевает – так говорится об этом дне в народной поговорке. К этому дню положено было убрать последние овощи с огорода – капусту и брюкву.
Праздник «Капустка» на Руси длился две недели и заканчивался 8 октября (по старому стилю 25 сентября). Это день преставления одного из самых любимых и особо почитаемых русским народом святых – Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392), великого игумена Земли русской. В народном календаре 25 сентября отмечали как день Сергия-капустника». Зазывали соседей на капустку в Сергиев день. В последние десятилетия климат заметно изменился. В Иркутске в частности тепло стоит почти весь октябрь, потому и солить здесь капусту начинают во время первых заморозков – в первые дни ноября.
Капуста – символ русской пищи, важнейшая составляющая национального кулинарного и, можно сказать, культурного наследия.
«Как интересно жили наши деды и прадеды! – иногда думаем мы. – Теперь не так!» Кто же мешает? Хорошо, если бы сибиряки возродили хотя бы некоторые из народных праздников, так почитаемых в стародавние времена, и в том числе «Капустку»!
Лилия КОБЯКОВА
Газета «Русский Лад в Иркутской области», № 11 (27), 2023 г. история, общество, Сибирь1 понравилось 0 не понравилось
Похожие новости:Иркутский «Русский Лад» объявляет начало творческого конкурса В ПАРТИИ Иркутская область заняла второе место в СФО по наименьшему индексу потребительских цен в области Г.А. Зюганов: День русского языка – это общенародный праздник многонационального российского народа В стране и мире В июле на потребительском рынке Иркутской области зафиксирована дефляция в области Славянские дни и ночи в областиДобавить комментарийИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.Опрос посетителейЛичный кабинетЛента Новостей«Люди сильные, советские». Подборка стихотворений Владимира Михеева 15:05Г.А. Зюганов поздравляет с Днем Героев Отечества 14:50Андрей Ахмадулин находится с визитом в социалистической республике Вьетнам 01:54Плач за правду и бой за лес 01:46Родителям погибших бойцов СВО Сергей Левченко вручил медали «За воспитание сына-героя» 02:41Прямой эфир с Сергеем Левченко 12:43В Иркутске актуализируют проект реконструкции памятника Борцам революции 14:48Хук слева. Николай Бондаренко, Сергей Левченко, Ярослав Листов, Владимир Олейник 18:16тэги сайтаВыборы-2018, Госдума, Зюганов, Иркутск, Иркутская область, КПРФ, Левченко, Носенко, Русский лад, Щапов, акции протеста, внешняя политика, губернатор Иркутской области, дети, единороссы, законодательное собрание, здравоохранение, история, капитализм, комсомол, культура, местное самоуправление, молодёжь, образование, общество, оппоненты, память, партия, персоналии, поздравления, политическая система, право, праздник, протест, сельское хозяйство, социализм, социальная сфера, чиновники, экология, экономика
Показать все теги#########
КПРФ ИРКУТСК 2015. by - 2015
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации