Новости KPRF.RU
Об информационно-пропагандистской работе КПРФ в условиях современной гибридной войны


Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на XIII (январском) 2021 года Пленуме ...

И.И. Никитчук: «Памятник Ф.Э. Дзержинскому должен быть восстановлен!»


Обращение Президиума ЦС РУСО.   Дорогие друзья и коллеги!   На портале ...

Мы не допустим судилища над лидером коммунистов Карелии Евгением Ульяновым


В Карелии задержан первый секретарь республиканского комитета КПРФ Евгений Ульянов. ...

Н.А. Останина: "Дорогие подруги, голосуем за памятник Дзержинскому!"


Дорогие подруги! Уважаемые друзья! В городе Москва проходит голосование, в рамках ...

Вернуть памятник Ф.Э. Дзержинскому на законное место! Обращение Московского городского комитета КПРФ к жителям Москвы


Публикуем Обращение Московского городского комитета КПРФ к жителям Москвы. В нашей стране ...

Архивы публикаций
«    Февраль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Загадка истории. Как был сбит южнокорейский «Боинг»

Со времени этого крупномасштабного пограничного инцидента в воздушном пространстве СССР, в небе над Сахалином, прошло 33 года. Что же произошло тогда, ясным сахалинским утром 1 сентября 1983 года?

Загадка истории. Как был сбит южнокорейский «Боинг»

Самолёт южнокорейских авиалиний KoreanAir 007 вторгся в закрытое воздушное пространство СССР, прошёл над рядом советских военных объектов и был сбит в районе острова Монерон советским истребителем-перехватчиком Су-15, после чего разбился к юго-западу от острова Сахалин. Самолёт, перевозивший 246 пассажиров и 23 члена экипажа по маршруту Нью-Йорк – Сеул отклонился от курса на 500 километров. Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли никаких проверок для уточнения текущих координат.

Происшествие вызвало серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США.

Этот инцидент предшествовал ряду других серьёзных моментов. После ввода войск СССР в Афганистан (1979) и избрания президентом США Рональда Рейгана наступил новый виток гонки вооружений, новый этап холодной войны.

Весной 1982 года две авианосные группы ВМС США обогнули Камчатку и вышли в Охотское море, на закрытые от чужих глаз берега, где располагались базы советских ракетных подводных лодок. В конце марта 1983 года три авианосца ВМС США вошли в воды Алеутских островов, где на протяжении трёх суток проводили учения.

4 апреля 1983 года шесть самолётов А-7 в районе Малой Курильской гряды вошли в воздушное пространство СССР на глубину до 30 км над территориальными водами СССР и провели условное бомбометание по территории острова Зелёный, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям. По результатам расследования инцидента 4 апреля приказом министра обороны СССР были приняты срочные меры по замене самолётов МиГ-21 и МиГ-23, базировавшихся на Курилах и Сахалине, на более современные МиГ-29 для пресечения возможных провокаций.

… Боинг 747 почти с самого начала полёта начал отклоняться от намеченного маршрута к северу. Рейс был направлен прямо на радиомаяк Бетела и далее – по маршруту. Вместо этого, самолёт начала отклоняться от курса и прошёл в 20 км к северу от маяка Бетела. В это же время в воздухе находился американский разведчик RS-135, который несколько минут сближался с Боингом. Представленные советской стороной данные радиолокационных наблюдений показывали, что KAL 007 в определенный момент сблизился с разведывательным самолётом RS-135 настолько, что метки на экранах радаров слились.

На территориях, над которым пролетел Боинг, находились военные объекты и полёты иностранных самолётов в этом районе запрещены. При приближении к Камчатке на его перехват были подняты шесть истребителей МиГ-23. Они передавали радиосообщения о нарушении границы, однако реакции не последовало, а затем Боинг покинул воздушное пространство СССР, продолжив полёт над Охотским морем. Наши истребители вернулись на базу.

При пролёте контрольной точки Ниппи самолёт вновь отклонился от курса уже на 300 км, направляясь в сторону Сахалина. Навстречу Боингу были подняты два истребителя-перехватчика с базы Долинск-Сокол. Вскоре рейс 007 повторно вошёл в воздушное пространство СССР над островом Сахалин. Максимальное отклонение от обычной трассы достигало 500 км. Истребитель-перехватчик догнал нарушителя и некоторое время сопровождал его. Перехватчик, находясь вне зоны видимости пилотов 007, сделал несколько длинных предупредительных очередей из авиапушки, израсходовав в общей сложности 243 снаряда.

В своих воспоминаниях пилот перехватчика Геннадий Осипович отмечает, что выстрелы были сделаны бронебойными. Осипович уверен, что его присутствие не осталось незамеченным, поскольку самолёт-нарушитель снизил скорость до 400 км\час.

И вот поступил приказ с земли об уничтожении нарушителя, и истребитель Су-15 сбил лайнер, выпустив по цели две ракеты Р-98. Одна из них взорвалась рядом с хвостом лайнера, повредив системы управления. Через несколько минут самолёт, спирально снижаясь с высоты 9000 метров, упал в море недалеко от острова Монерон. Все находящиеся на борту погибли.

После того, как стало известно, что самолёт сбит, и определено примерное место, где это произошло, были организованы поиски обломков. В них принимали участие советские, американские и японские суда. Из-за крайне обострившихся отношений между странами поиски не были скоординированными. В результате поисковой операции, через два месяца после инцидента обломки самолёта были найдены советскими водолазами и подняты на поверхность, включая бортовые самописцы.

В первоначальном сообщении ТАСС, опубликованном 3 сентября, говорилось лишь о нарушении границы и что, мол, самолёт, покинув пространство СССР, «исчез с экранов радаров». Позднее советское руководство признало, что самолёт был сбит.

Официальная позиция, представленная маршалом Советского Союза Н.В. Огарковым на пресс-конференции 9 сентября, заключалась в том, что нарушение границы было умышленным и представляло собой спланированную разведывательную операцию, целью которой являлось изучение советской системы ПВО в этом районе.

Альтернативные версии

В книге «Сахалинский инцидент. Истинная миссия рейса KAL 007» исследователь Мишель Брюн утверждает, что 1 сентября 1983 года воздушное пространство СССР нарушили как минимум девять самолётов. Там же утверждается, что южнокорейский Боинг-747 на самом деле был сбит намного южнее той точки, которая признана в официальной версии – примерно на 640 км, то есть над территорией Японии и не советскими ВВС. В качестве обоснования приводятся заявления, что при поисковых работах возле острова Монерон не было найдено ни одного трупа пассажира, а было лишь поднято большое количество бытового мусора, был найден обломок стабилизатора сверхзвукового самолёта.

Автор заявляет, что обломки не могли быть унесены на юг, так как в данной местности преобладает течение с юга на север. Вместе с этим, автор также заявляет, что многократно лично находил остатки материалов ячеистой структуры (из которого выполнена обшивка Боинга) в зоне прибоя в рыбацких деревнях в окрестностях Ниигаты. Также автор утверждает, что сбитый Боинг выходил на связь с Ниигатой через несколько минут после якобы гибели от ракет Геннадия Осиповича, после чего уже действительно пропал. В районе Ниигаты, по утверждению Брюна, были найдены обломки американской ракеты.

Сам летчик, Геннадий Осипович, поживавший на одном из хуторов под Майкопом с 1986 года, когда вышел в отставку в звании подполковника, так вспоминал те дни (он ушёл из жизни в прошлом году): «Меня вызвал генерал и говорит: «Вы знали, что там люди?» Я не мог знать, у меня не было времени анализировать. Похож он был на гражданский, очень похож, но ведь любой военный самолёт можно закамуфлировать. Я до сих пор уверен, что это был разведчик. А пассажиров, я считаю, там не было…»

О том, что пассажиров в сбитом самолёте не было, заговорили сразу. Дело в том, что тела погибших так и не были найдены. Находили на дне очень странные вещи: разбитые пудреницы, старую рваную одежду – как будто самолёт был набит мусором – почти никаких человеческих останков. Один из участников секретной операции по поиску Боинга сделал о ней небольшой фильм. Съёмки велись под водой. Плёнку изъяли и тоже засекретили. Но Геннадий Николаевич рассказывал, что видел этот фильм: – Нашли фрагменты нескольких тел. Как будто бы в самолёте было человек 17. Сначала говорили, что тела могли съесть рыбы и рачки. Но это просто невозможно – там же должно быть 269 человек! На дне нашли паспорта, связанные в стопку, много пар старой обуви. Ну, разве когда-нибудь в самолётах складывают вместе паспорта пассажиров? Самолёт просто набили хламом. Я считаю, Боингов было два. Один – пустой – пошёл на Камчатку, потом на Сахалин и тут я его сбил. А пассажирский самолёт шёл своим курсом и даже выходил потом на связь с японцами. Но и его завалили. Нельзя на таком самолёте, как Боинг, заблудиться и отклониться от курса почти на 600 миль.

… В сентябрьские дни 1983 года я, в то время первый помощник капитан-директора РТМС «Новопсков» Корсаковской базы океанического рыболовства Сахалинской области, готовил экипаж в очередной полугодовой рейс в далёкие промысловые районы Мирового океана. Корсаков – самый южный город-порт Сахалинской области. То есть, до острова Монерон, где был сбит южнокорейский Боинг, всего ничего. Моральная и психологическая обстановка в те дни на Сахалине была тягостной, тревожной. Новостей на эту тему было мало, зато досужих разговоров и сплетен – много. Помню такой момент: в Анивский залив, на берегу которого стоит город Корсаков, белым днём в надводном состоянии неожиданно вошли сразу две советские атомные подводные лодки, хотя до этих событий подобного не случалось никогда. Несомненно, что поводом для этого стал сбитый Боинг и поднятая в капиталистическом мире вокруг этого события невиданная шумиха.

К печати подготовил Александр ГЛУШКОВ
«Приангарье», № 37, 2016
история

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########