Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...

В.И.Кашин принял участие в заседании Коллегии Россельхознадзора


28 марта 2024 года Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

Рассвет ТВ. Ренат Сулейманов. Частному бизнесу не место в ЖКХ!


В последнее время Россияне встревожены ростом аварийности жилых домов, техногенными ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: У подавляющего большинства террористов мира один хозяин – западный империализм


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Детонатор мирового прогресса

Свершившаяся 100 лет назад в нашей стране социалистическая революция, независимо от того признают её роль или нет её противники – реакционные силы по всей планете, явилась и остаётся в настоящее время определяющим движущим фактором общественного развития всего мира в целом. В этот мировой глобальный процесс включены все без исключения народы и страны мира. Фактор социализма стал неотъемлемой чертой политики любого даже самого ортодоксального буржуазного государства.

Детонатор мирового прогресса

«Существует мнение, что вторая, т.е. ноябрьская, революция была делом кучки экстремистов, которые увлекли русские массы своими идеями. Под давлением безжалостных фактов я был вынужден прийти к заключению, что это не соответствует действительности… Ограбленные и угнетённые массы – сто миллионов мужчин и женщин – устремились навстречу предмету своих долгих нереализованных чаяний, подобно потоку расплавленной лавы, остановить который и свернуть выше человеческих сил… Это было волнующее и величественное социальное явление…» (Американский учёный Эдуард Росс, 1921 г.)

Чем же так притягательны идея Октября для трудящихся различных стран мира? Обратимся к недавнему опыту СССР.

Сегодня, оглядываясь назад, мы отчётливо понимаем, что Октябрь дал каждому гражданину РЕАЛЬНОЕ РАВНОПРАВИЕ. В советское время мы жили без оглядки на то, где ты родился и вырос, кто твои родители. Все пользовались равными правами в любой области общественной жизни, будь то образование, медицинское обслуживание, жилищно-бытовые условия, реализация своих возможностей в избранной специальности. И это было также естественно, как дышать воздухом, а потому нами совершенно не замечалось и, к несчастью, в то время не особо ценилось. Столкнувшись с капиталистической действительностью, мы с удивлением наивных простаков увидели, что в буржуазном мире всё обстоит совсем не так. И те ценности, которые прежде нам давались вместе с рождением, здесь добываются, и благо бы ещё, если правдой, но мы видим, что чаще всего именно неправдой и подлостью.

Между тем, сама природа социализма порождает взаимоотношения РАВНОПРАВИЯ между людьми, государством и личностью. С первых дней жизни, и даже ещё раньше, до рождения, нового члена общества опекало советское государство. Огромными достижениями увенчалась программа здравоохранения. Дореволюционная Россия относилась к странам с наиболее высокой смертностью населения, которая в два с лишним раза превышала смертность в США и большинстве развитых стран Европы. В особо тяжёлом положении находилась деревня. В 1913 году в сельской местности 1 врач приходился на 20 тысяч человек населения и 2,2 больничных койки. Те, кто взахлёб ныне хвалят жизнь в дореволюционной России, пускай сами попытаются не жить, а хотя бы выжить в подобных условиях. Потом можно с ними продолжить спор о прекрасной имперской матушке России. Становление советской системы здравоохранения, причём бесплатного медицинского обслуживания происходило не в один день. Это невозможно было сделать волевым методом. Следовало вырастить и воспитать кадры, создать научные школы.

Но в первые же месяцы Советской власти были заложены основы советской системы охраны материнства и детства, налажена система детского питания и ликвидация детской беспризорности. До революции в стране было только девять женских и детских консультаций. Коллегия охраны материнства и детства занялась в первую очередь организацией сети детских лечебно-профилактических учреждений и специальной подготовкой медицинских кадров. Медицинская помощь женщинам-матерям и детям стала бесплатной. Дети в возрасте до 16 лет из наименее обеспеченных семей стали получать продуктовые пайки. В результате, если в 1913 году смертность в царской России составляла 45,5 человека на 1000 населения, то в 1950 году этот показатель снизился более, чем в 4 раза и составлял 10,1 человека на 1000 населения. Ещё более оптимистичные показатели демонстрируют успехи по борьбе с детской смертностью. В 1913 году на 1000 новорожденных в первый год жизни погибало 269 младенцев. До пяти лет доживал лишь каждый второй. В 1950 году ситуация значительно поправилась. Теперь из каждых 1000 новорожденных до второго года жизни не доживал лишь 81 младенец. Заботой медиков были охвачены абсолютно все новые граждане страны, и совершенно не имело никакого значения будь это ребёнок из семьи рабочего или руководителя.

При социализме основным принципом является удовлетворение потребностей советского человека. Понятное дело, что в условиях нехватки средств эту задачу невозможно было исполнить сразу в полном объёме. Она решалась планомерно и последовательно. Приоритет отдавался духовным потребностям. И это правильно: только всесторонне и гармонически развитая личность способна включиться в дело построения нового общества. Увязшие в буржуазном болоте индивидуумы на подобные дела не способны. Фундаментом воспитания нового человека служила система народного образования. И именно поэтому образование сделано всеобщим и бесплатным. Оно начиналось в учреждениях дошкольного образования. Это было и огромная поддержка семьям. Не припомню, чтобы кто-либо из родителей волновался, оставляя своё чадо в яслях или детских садиках. Знали: за детьми будет хороший присмотр, они будут накормлены и заняты.

Во время своей учёбы в общеобразовательной школе мне не встречался ни один мой сверстник, который бы не посещал школьных занятий. Были лодыри, неспособные и не желающие учиться, но не было таких, кто бы остался безграмотным. Тем более я даже не слышал, чтобы были дети, стремящиеся получить образование, но у которых по тем или иным причинам не было бы такой возможности. Ведь кроме всего прочего существовала достаточно развитая сеть школ-интернатов. Завершало обучение профессиональное образование. Здесь каждый вступающий в жизнь молодой человек мог выбрать для себя любую дорогу. Были и профессионально-технические училища, готовившие будущих специалистов рабочих профессий. Были и средние специальные учебные заведения были и высшие. И всё БЕСПЛАТНО. Здесь следует сказать, что к моменту окончания школы юноши и девушки, как правило, уже точно знали, чем будут заниматься в жизни, ведь параллельно со школьными занятиями большинство из них (во сяком случае, уж кто хотел, те точно) занимались в учреждениях дополнительного образования: различных кружках, детских домах творчества, спортивных секциях. И, чаще всего, так же – бесплатно. А если в отдельных учреждениях требовалась плата, то она была совершенно не обременительной для семьи.

С ликвидацией безграмотности и становления системы по-настоящему народного образования в нашей стране навеки связано имя Ленина. 6 мая 1919 года он выступил с речью на 1 Всероссийском съезде по внешкольному образованию, где поставил в повестку дня задачу ликвидации неграмотности в масштабах всей страны. После выхода соответствующего декрета была отменена плата за все виды обучения, устранены все ограничения по национальным и социальным признакам при приёме в учебные заведения. Возникло добровольное общество «Долой неграмотность!», которое создало тысячи пунктов и школ во всех уголках страны. Развернулась невиданная до той поры работа по привлечению трудящихся к приобретению знаний. Остро встала проблема создания письменности для народов ранее её не имевших. За дело взялись русские лингвисты. Они изучали национальные языки и диалекты, разрабатывали новые алфавиты. Впервые в своей истории более 40 народностей СССР получили книги и учебные пособия на родном языке. Миллионы неграмотных сели за парты, потому что люди поняли, что знание является орудием в их борьбе за освобождение.

В кратчайшие сроки число школьников увеличилось в 4 раза в сравнении с лучшим показателем царской России. Численность учащихся средних специальных учебных заведений возросла в 8 раз. В стране стало в 3,5 раза больше студентов ВУЗов. В дальнейшем численность учащихся только нарастала. Но эти первые выпускники стали фундаментом советских специалистов в различных отраслях народного хозяйства страны. В целом созданная система образования в СССР стала прочной базой, послужившей в дальнейшем научно-техническому прогрессу страны. Достижения советской науки и техники известны всему миру, они неоспоримы.

Созидание процветало во всех сферах человеческого бытия даже кратко затронуть всё в одном материале невозможно, но ещё один момент отразить совершенно необходимо, поскольку он затрагивает самые основы существования человека и семьи. Это задача обеспеченности населения жильём. Давайте вспомним, что рождение власти Советов случилось на пепелище мировой и гражданской войн, затем империалистами была развязана ещё одна самая разрушительная за всю историю мира война - Великая Отечественная. И тем не менее, достижения в обеспеченности населения жильём за годы социалистического хозяйствования впечатляющие.

Глава государства Ленин не отодвигал на задний план, как в большинстве случаев поступали ранее буржуи, социально-бытовые условия жизни трудящихся. Уже в 1917 году начинаются мероприятия по улучшению жилищных условий жизни рабочих. А в следующем году они принимают массовый характер. Появляются постановления о передаче жилищ в ведение городов, о праве секвестра пустующих помещений и распределении их среди граждан, нуждающихся в жилье или проживающих в перенаселённых, аварийных, вредных для здоровья помещениях. Одновременно местные Советы принимали решения об отсрочке квартирной платы домовладельцам, выделение субсидий на хозяйственное содержание домов, заселённых рабочими, предоставление ссуд на переезд. В наше время я могу засвидетельствовать, что без крыши над головой не оставался никто. Поступая в специальное учебное заведение (начальное, среднее, высшее) учащийся при необходимости получал место в общежитии. То же самое было при поступлении на работу.

Далее в большинстве случаев квартиры выдавались опять же БЕСПЛАТНО в соответствии с очередью. В разных местах срок ожидания был разным. Но в среднем 5-10 лет. В новых строящихся городах, куда массово направлялась молодёжь, эти сроки были значительно короче. Помимо того зачастую можно было вступить в жилищно-строительный кооператив и построить жильё уже за свой счёт. Здесь государство выдавало ссуду, как правило, беспроцентную или под очень незначительный процент. Стоимость стандартной двушки составляла примерно две годовых зарплаты главы семейства. То есть, если в семье работали двое, то это было вполне подъёмным делом. Не редко, но чаще в сельской местности, выделяли землю под индивидуальное строительство. И здесь тоже оказывалась помощь или ссудами, или строительными материалами. У меня под рукой статистический сборник за 1982 год цифры выглядят следующим образом. Если в 1922 г. весь городской жилищный фонд в городах составлял 116 миллионов квадратных метров жилой площади, то в 1941 г. он увеличился почти в 2,5 раза. В 1982 г. этот показатель составлял 1340 миллиона квадратных метра жилой площади. Это в 5 раз больше, чем было накануне войны.

В этих цифрах сухо отражается забота Советской власти о жизни граждан. И действительно, советские люди чувствовали себя очень уверенно и в целом были удовлетворены жизнью. Свидетельством тому статистика, отмечавшая неуклонный рост населения. Вновь обратимся к цифрам. В 1922 году численность населения РСФСР составляла 87,8 миллиона человек, а в 1939 – 108,4 миллиона. На следующий год эта цифра увеличилась до 110,1 миллиона человек. Для контроля приведём численность царской России 1913 года в границах РСФСР. Перед первой мировой войной она равнялась 93,4 миллиона человек. В этой войне Россия понесла самые большие потери, и они составили 6 миллионов граждан. Остаётся добавить, что после гражданской войны все последующие годы советского периода, за исключением лет Великой Отечественной войны, численность населения неизменно прирастала. Чего не скажешь о нынешнем «либеральном периоде». Вот уже более 20 лет Россия неизменно вымирает. И если в конце советского периода в РСФСР проживало 149 миллионов человек, то даже по официальным данным переписи 2010 года и несмотря на колоссальную положительную миграцию (по оценкам специалистов в Россию приехало на постоянное место жительства более 30 миллионов человек) численность населения составила лишь 143 миллиона. Это в мирное-то время, без всяких войн!

Великий опыт Октября 17-го уже не вытравить из общественного сознания будущих поколений России. Они будут прекрасно знать, что можно эффективно управлять страной без коронованных бездельников и толстобрюхих дядек.

Юрий МИСЮТИН
«Иркутская Правда», № 6 (82), 2017
история, социализм, революция, Октябрьская революция

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########