Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков в Ленинграде-Санкт-Петербурге: Учиться коллективной борьбе!


В городе трёх революций заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков провёл встречу ...

Честная избирательная система - гарантия безопасности и общественного прогресса!


В России завершилась избирательная кампания 2024 года. 6-8 сентября жители 83 регионов ...

В Центре политической учебы ЦК КПРФ завершилось обучение 55-го потока


28 коммунистов, представляющих 27 региональных отделений партии, успешно завершили учебу ...

Владимир Исаков: проблемы с неонацистами среди молодежи важнее «квадроберов»


Секретарь ЦК КПРФ, первый секретарь ЛКСМ, депутат Государственной Думы В.П. ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: К миру можно прийти только через нашу победу


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин выступил в программе «60 ...

Архивы публикаций
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Куда ведёт путь, вымощенный цифровизацией?

С давних времён людям было свойственно видеть панацею от социальных бед в техническом прогрессе. Ныне упование на выход из тупика связывают с получающими всё более широкое распространение цифровыми технологиями. Однако сможет ли вхождение в цифровой мир решить или хотя бы облегчить те проблемы, которые в конце ХХ века предельно остро поставили вопрос о реальной гибели человеческой цивилизации? Отметим, что председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт и руководитель научного центра Google Ideas Джаред Коэн в написанной в 2012 году и получившей широкую известность книге «Новый цифровой мир» определённо связывают его начало с широким распространением сети интернет. Если учесть, что концепция Всемирной паутины была разработана в 1989 году, а к 1997 году вход в интернет имели 10 миллионов компьютеров, то история цифрового мира насчитывает уже два десятилетия и накопившийся опыт позволяет делать некоторые выводы.

Куда ведёт путь, вымощенный цифровизацией?


ОДНА из наиболее болезненных проблем современного человечества — чудовищная бедность, в которой живёт огромное число людей, влачащих нищенское существование, миллионами умирающих от последствий хронического голода и недоступности эффективной медицинской помощи. Быть может, есть основания надеяться, что экономический рост, который вызовет широкое внедрение цифровых технологий, позволит решить эти проблемы?

Однако история человечества убеждает в полной иллюзорности подобных упований. Техническая революция XVIII века, «родиной» которой была Англия, вывела промышленное производство на принципиально новый уровень, во много раз увеличила его эффективность. Хозяевам предприятий она принесла гигантские доходы. Английским же крестьянам — разорение, английским рабочим — 14—16-часовой рабочий день и закон 1769 года, предусматривавший за разрушение станков единственное наказание — смертную казнь («За ломку машины ломаются кости, и ценятся жизни дешевле чулка», — писал Байрон).

XX век — век фантастического научно-технического прогресса. Но… Если в 1870 году разница между наиболее бедными и наиболее богатыми в глобальном масштабе достигала 11 раз, то к 1960 году перевалила за 30. В 1970-е годы много надежд связывали с переходом к постиндустриальному обществу. И что же? К концу XX века эта разница выросла до 74 раз. Кстати, это убедительно доказывает, что резкое повышение уровня жизни основной части населения развитых капиталистических государств, которое произошло во второй половине минувшего столетия, — результат не только (а, возможно, и не столько) научно-технического прогресса, но и резкого усиления эксплуатации слаборазвитых стран. Образ нынешнего мира создаёт сопоставление двух информаций, промелькнувших в СМИ несколько лет назад: по данным Международного Красного Креста, в мире в год от инфекционных болезней умирают более 10 миллионов людей; многие из них избежали бы этой участи, если бы на здоровье каждого из них было потрачено по 5 (пять) долларов. В то же время англичане на бессмысленные по сути рождественские подарки домашним животным (вроде ошейника, инкрустированного драгоценными камнями) тратят более 50 миллионов фунтов.

Когда произошла «зелёная революция» (открытие и внедрение в сельхозпроизводство новых технологий, позволивших резко увеличить его продуктивность), нашлось немало оптимистов, заявивших, что отныне с голодом на Земле покончено. Однако, если итальянский экономист Аурелио Печчеи в своей книге «Человеческая революция», вышедшей в 1977 году, оценил число людей, которые «постоянно голодают», в 500 миллионов человек, то уже после широкого распространения достижений «зелёной революции» на конференции ООН 2002 года в Монтеррее были приведены данные, что число «буквально голодающих» в мире перевалило за 800 миллионов.

Объяснение этому простое — его дал эксперт ООН, нобелевский лауреат по экономике А. Сен в работе «Политэкономия голода»: «Возможность человека получить продовольствие зависит от отношений в обществе… Голод может быть вызван не отсутствием продовольствия, а отсутствием дохода и покупательной способности, поскольку в рыночной экономике лишь доход даёт право на получение продовольствия».

Это доказывает, что никакие достижения технологий, включая цифровые, не в состоянии «отменить» истину Маркса: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, духовный процессы жизни». Соответственно, пока в мире преобладают капиталистические отношения, надеяться на то, что экономический рост, вызванный вхождением в цифровой мир, позволит преодолеть проблемы, порождённые капитализмом, не приходится. Более того, есть основания опасаться, что новые технологии будут использованы для ещё большей эксплуатации людей.

Шмидт и Коэн среди компаний, наиболее успешно использующих цифровые технологии, называют Amazon. Английский журналист Алан Шелби недавно решил познать преимущество компьютерной организации производства на собственном опыте и поступил (как обычный рабочий) в эту компанию. Он трудился на упаковке товаров. Компьютеры точно рассчитывают минимальное время, необходимое на каждую операцию, и задают темп роботам, которые подают предметы для их упаковки (300 предметов в час). Шелби пишет, что тех, кто его выдерживает, нередко увозит «скорая помощь», тех, кто не выдерживает, отправляют на улицу. Журналист убедился, что такая «цифровизация» превращает в роботов и самих рабочих.

ТУТ ЕСТЬ ещё один существенный момент. Пытаться повысить уровень жизни тех сотен миллионов людей, которые живут в ужасающей нищете, лишь за счёт экономического роста чревато чрезвычайно серьёзной угрозой для человечества. Ведь несколько десятилетий назад возник и постоянно углубляется экологический и ресурсный кризис.

Об этом ещё в прошлом веке предупреждали не только учёные. В конце 1970-х годов в США был разработан документ «Большая стратегия на 1980-е». В нём сложившееся положение оценивалось крайне пессимистически: «Мы стоим перед мрачной перспективой мира, где слишком много людей и слишком мало ресурсов. Мира, где стремление развитых стран сохранить уровень жизни входит в явное противоречие со стремлением других выжить».

Есть такое понятие — «экологический бюджет планеты». Оно подразумевает объём возобновляемых ресурсов, который Земля в состоянии воспроизвести за год. К началу 1960-х годов экологический бюджет использовался примерно на две трети. Однако по мере технического прогресса и перехода развитых капиталистических стран в постиндустриальное общество ресурсные возможности планеты исчерпывались уже менее, чем за год. Причём «дефицит» экологического бюджета нарастал. В 1970-е годы он составлял несколько дней, 2018-й стал рекордным: бюджет был исчерпан уже к 1 августа. Таким образом, в оставшиеся пять месяцев человечество наносит невосполнимый ущерб своей планете. Среди стран, которые наиболее активно расходуют экологический бюджет, Всемирный фонд дикой природы называет США, Канаду, Германию, Швецию, Францию, Австралию, Южную Корею, ну и, разумеется, капиталистическую Россию.

Второй стороной современного экономического роста является проблема отходов, в том числе представляющих большую опасность для экологии. И вхождение человечества в цифровой мир только ещё более усугубило эту проблему, добавив гигантское количество экологически вредных отходов электроники. Несколько лет назад эксперты ООН подготовили доклад «Решение проблемы электронных отходов», в котором констатируется, что ежегодно на планету обрушиваются десятки миллионов тонн выброшенных предметов бытовой электроники. Есть основания опасаться, что этот процесс будет развиваться по нарастающей.

Главный виновник многих глобальных угроз — запредельно высокий уровень потребления в развитых капиталистических странах. Бывший глава Канадской национальной нефтяной корпорации Морис Стронг, который был руководителем конференции ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро, утверждал в своём выступлении: «Наша модель производства и потребления поставила человечество на грань выживания». Главным источником опасности будущему человечества он назвал «стиль жизни богатых, составляющих малую часть населения Земли».

Если бы удалось поднять материальное потребление всего человечества до уровня ведущих стран Запада, это обернулось бы ресурсной и экологической катастрофой. Поэтому категорически обязательным условием заметного повышения уровня жизни в глобальном масштабе является значительное снижение уровня потребления в развитых капиталистических государствах. Голландский экономист, первый нобелевский лауреат по экономике Ян Тинберген разработал проект «Пересмотр международного порядка», в котором показал необходимость сокращения разрыва между бедными и богатыми в глобальном масштабе как минимум до 6:1, а в идеале до 3:1. Однако известный американский политик Альберт Гор, который в работе «Земля на чаше весов» признавал «необходимость того, чтобы передовые экономики подверглись глубокому преобразованию», оценивал вероятность подобной перемены крайне скептически: «Наша политическая система сама по себе к настоящему времени настолько изношена, настолько испорчена злоупотреблениями, что мы более не способны делать последовательный и разумный выбор на пути своего развития».

И правители (как откровенно правые, так и социал-демократического толка) ведущих государств Запада полностью подтвердили его скептицизм. Они предпочли воспользоваться уничтожением СССР для того, чтобы с помощью инфернально жёсткого насилия законсервировать такой мировой порядок, в котором в одних странах многие миллионы людей умирают от последствий голода, а в других, как информировало радио Би-Би-Си, сотни тысяч умирают от последствий обжорства.

Может ли способствовать снижению уровня потребления в богатых государствах вхождение человечества в «цифровой мир»? Более чем сомнительно. Практика уже немалого числа лет свидетельствует, что интернет в капиталистическом обществе используется в диаметрально противоположном направлении — для наращивания материального потребления. С одной стороны, он открывает новый простор для рекламы, с другой — даёт немыслимые прежде возможности для приобретения товаров; человек, не выходя из дома, может приобрести товар даже в другой стране. Да и Шмидт, и Коэн, восторженно описывая «цифровой рай» для состоятельных людей, рисуют картину запредельного уровня потребления.

ЕЩЁ РАЗ вспомним принцип: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, духовный процессы жизни», но уже касательно не социальных, а духовных процессов жизни. Капиталистическая социально-экономическая система в силу самой своей природы обуславливает духовную деградацию общества.

Ещё в XIX веке учёные отмечали симптомы духовного вырождения капиталистического общества, ведущего к дегуманизации человека (то есть утрате тех качеств, которые только и делают возможным подлинно человеческое бытие — возвышают над кругом чисто материальных интересов, дают возможность обрести смысл и нравственный идеал жизни). Карл Маркс и Фридрих Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали, что буржуазия, следуя всё подчиняющему себе в капиталистической системе стремлению к наживе, «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного чистогана».

Возникновение духовного кризиса буржуазного общества констатировали и учёные, не разделявшие политических убеждений создателей Коммунистической партии. Например, Генри Д. Торо ещё задолго до создания «Манифеста» писал, что целью цивилизации делается потребление вещей, что жажда что-то «иметь» подавляет в человеке стремление чем-то «быть». А Льюис Генри Морган предсказал неизбежность гибели такой социально-экономической системы: «Гибель общества угрожает всем нам как завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, ибо такое поприще содержит элементы своего собственного уничтожения».

ХХ век подтвердил обоснованность таких опасений. Существенную роль в углублении духовного кризиса сыграл резкий экономический подъём в странах Запада в послевоенные годы. Он с предельной очевидностью выявил, что рост материального благосостояния людей сам по себе не может оздоровить капиталистическое общество.

Этот подъём привёл к заметному увеличению разрыва между уровнями материального потребления основной массы людей и их духовного развития, что вызвало всеохватывающее распространение потребительской идеологии, которая полностью подавляет духовное начало во внутреннем мире человека. Западные учёные констатировали «кризис человека».

Говоря словами Герберта Маркузе, произошло формирование «одномерного человека», внутренний мир которого замкнут на материальных благах: «Люди осознают себя в приобретённых товарах, их душа находится в автомобилях, стереофонических комбайнах, домах, кухонном оборудовании».

Советский Союз был не только военным, экономическим, политическим, но и мощным духовным противовесом капиталистическому миру. Поэтому его уничтожение ещё более интенсифицировало процесс духовного вырождения западного общества.

Способствует дегуманизации западного обывателя в мире без СССР и курс властей ведущих капиталистических государств на создание с помощью самого жестокого насилия нового мирового порядка, основанного на том, что поддержание чрезвычайно высокого уровня материального потребления в странах «золотого миллиарда» оплачивается нищетой и голодом огромного числа людей. Чтобы гарантировать себе бездумную поддержку населением любых своих действий, правители этих стран вполне сознательно осуществляют программу «умопогашения» (по научному определению её разработчиков из Стенфордского исследовательского центра, «изменения образа человека»).

Вице-президент Международного математического союза академик В.И. Арнольд, последние годы жизни работавший за границей, предостерегая в Госдуме против реформирования образования по западному образцу, рассказал, что там в массовых школах молодёжи дают такое образование, после которого «обучить думать, доказывать, правильно рассуждать никого уже невозможно, население превращается в толпу, легко поддающуюся манипулированию со стороны ловких политиков без всякого понимания причин и следствий их действий». Если вспомнить, что в США население в целом поддержало агрессию против Афганистана и Ирака, а во всех странах Западной Европы, кроме двух, — бомбёжки Югославии, то нужно признать, что программа «умопогашения» осуществляется очень и очень эффективно.

КАК ГРАНДИОЗНЫЙ ВЫИГРЫШ человечества от вхождения в «цифровой мир» Шмидт, Коэн и прочие его поборники представляют обретение свободы информации. Прежде в любой стране, при любом режиме информация была частью пропаганды, теперь же интернет якобы даёт возможность каждому передавать и получать её совершенно свободно.

Беда, однако, в том, что эта информация носит крайне противоречивый характер. Посетитель интернета сталкивается с информационным хаосом. Итальянский политик Джульетто Кьеза резонно заметил, что «только очень грамотный человек может разделить правду и неправду в интернете, тогда как количество неправды преобладает с абсолютной очевидностью». А недостаточно подготовленного человека такая свобода информации полностью лишает возможности адекватно ориентироваться в окружающем мире, тем паче что одним из проявлений «кризиса человека» стала утрата «человеком потребляющим» возможности самому осознать, что истинно, а что ложно.

Манипулирование подачей информации открывает в цифровом мире немыслимые прежде возможности манипулирования большими массами людей. Замечу, что упомянутая ода обретаемой в цифровом мире свободе информации была воспета уже после того, как интернет был официально назван оружием информационной войны. Разработанная в конце 1990-х годов Комитетом начальников штабов ВС США «Единая доктрина информационных операций» определила одним из основных направлений таких операций «психологические операции», которые предусматривают «использование среды интернет в ходе проведения различных акций «информационной войны». О том, насколько эффективно это оружие психологического массового поражения, свидетельствуют операции по свержению населением целого ряда стран не угодных США властей этих стран с катастрофическими для самого населения последствиями, которые людям, сохранившим способность мыслить, должны были быть очевидны.

НО, БЫТЬ МОЖЕТ, многие из проблем, связанных с подготовкой людей к вхождению в цифровой мир, решит введение цифрового образования, за которое так ратуют российские чиновники разного уровня? Что касается технических аспектов пользования цифровыми технологиями, то сомнений нет: цифровое образование будет эффективно способствовать их освоению школьниками. А вот что касается воздействия интернета на духовный мир людей, то весьма сомнительно, чтобы цифровое образование оказалось той «вакциной», которая выработает у молодёжи иммунитет к вредоносному воздействию цифрового мира на внутренний мир людей.

Цифровое образование, как поясняет статья о нём на сайте eduhelp.info, подразумевает существенное уменьшение роли педагога в образовательном процессе с резким повышением значения самообучения с помощью цифровых технологий. Сторонники этой модели образования уверяют, что она невиданно расширяет творческие способности людей и развивает их мышление. Что касается развития творческих способностей при активном пользовании цифровыми технологиями образования. Профессор С.Н. Некрасов очень скептически оценил эту версию, напротив, он считает, что информационное общество «характеризуется упадком познавательных способностей». Как пример, подтверждающий его мнение, можно назвать данные опроса английских студентов, сделанного уже в то время, когда использование цифровых технологий в британском образовании стало обыденным делом. Половина из них оказалась не в состоянии назвать и четырёх произведений Диккенса — писателя, чьи произведения для многих предыдущих поколений британцев были не просто любимым чтением, но частью национального сознания. Симптоматично объяснение молодыми людьми своего невежества: если им понадобятся сведения о Диккенсе, они легко получат их в интернете. Таким образом, обогащение внутреннего мира при общении с художественной культурой подменяется в представлении «цифрового поколения» информацией о ней.

Подобные примеры, только из своей сферы, привёл академик В.И. Арнольд, выступая в Госдуме: министр образования Франции рассказал ему, что французский школьник-отличник, в совершенстве владеющий компьютером, не смог в уме сложить 3 и 2; а напряжение ума, которое потребовала задача разделить без «подручных средств» 111 на 3, оказалось непосильным для подавляющего большинства воспитанных на компьютерах выпускников школ американского штата Калифорния.

Ещё один важный момент. Статья «Цифровое образование» на сайте eduhelp.info утверждает, будто переход от традиционного образования к цифровому способствует «продвижению от догматики до высокого уровня критического мышления». А вот профессор С.Н. Некрасов, напротив, полагает, что вхождение в информационную эру ведёт к «гибели рационализма мышления». Многочисленные факты нового века — от скандала вокруг фильма «Брюс Всемогущий», когда на приведённый в фильме телефон бога тут же обрушилась лавина звонков, до реакции обывателей европейских стран на агрессию против Югославии — свидетельствуют о том, что прав Некрасов. Подтверждает это и то, что упомянутые выше психологические операции информационной войны строятся на отсутствии у основной части населения способности критически мыслить и адекватно воспринимать действительность.

Обслуживающие власть специалисты уже прямо ставят задачу: отказаться от традиционной системы образования, которая была нацелена на развитие молодого человека и его воспитание. Напомню, что Фурсенко, тогда министр образования и науки РФ, прямо объявил стремление «создать человека-творца» пороком советской системы образования. Профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша солидаризовался с ним, утверждая: «Классическое образование не удовлетворяет нуждам постиндустриального общества… растёт запрос на получение не набора общих знаний и умений, а строго определённых навыков». Говоря словами из статьи в «Правде» белгородского кандидата педагогических наук Э. Чемерского, — на создание «биоробота». О каком развитии творческих способностей и критического мышления тут можно говорить?!

Можно привести ещё немало примеров, подтверждающих опасения, что переход к цифровому образованию только усугубит духовно-нравственные проблемы современного мира. Ограничусь одним.

Белгородский специалист, побывавший в Пекинском университете, где полным ходом применяются технологии цифрового образования, рассказывал мне, что они заметно повышают качество усвоения материала. Однако он обратил внимание и на оборотную сторону этого — на «обездушивание» контактов учителя с учениками; а ведь роль воздействия личности педагога в «живом» общении на формирование внутреннего мира молодых людей всегда была велика. Сужу об этом и по своим годам учёбы.

А кто же будет формировать внутренний мир молодёжи при цифровом образовании? Автор брошюры «Цифровое образование: матрица возможностей», доктор педагогических наук А. Кондаков утверждает: «Семья (родители) и профессиональная помощь (педагоги) остаются «за кадром». То есть цифровое образование выводит «за кадр» тех, кто, начиная с древнейших времён, играл определяющую роль в формировании личности человека. Им на смену приходит, по утверждению этого дпн, «СЕТЬ — новая среда обитания человека. СЕТЬ — реальность каждого человека, формирует сетевое сознание и сетевую идентичность».

Как тут не вспомнить предупреждение Аурелио Печчеи, сделанное, когда перспективы вхождения в информационную эру едва просматривались: «Не погибнет ли окончательно человек со всеми своими стремлениями и духовностью в системе, которая будет чужда его природе?»

В начале 70-х годов ХХ века поборники западного пути развития — Бжезинский, Кан, Брюс-Бриггс — так обрисовали открывающееся на нём «светлое будущее»: элита управляет, а остальные потребляют, развлекаются и наслаждаются комфортом. Уже накопившийся опыт жизни в цифровом мире позволяет дополнить эту картину ещё одним штрихом: главным развлечением станет нажимание на клавиши — как в известном эксперименте с точкой удовольствия в мозгу крыс. Основатель знаменитого своими разоблачениями WikiLeaks Джулиан Ассанж в интервью привёл видение Шмидтом и Коэном «счастливого будущего» цифрового мира: «Мир, в котором всё вращается вокруг консьюмеризма (потребительства. — В.В.) и виртуальной реальности, где идеальный потребитель активно пользуется гаджетами Google, ставит «лайки» и «делится с друзьями», и у всех всё чудесно».

Тут и впрямь явственно вырисовывается конец истории нынешней цивилизации. Только не в том смысле, который вложил в эти слова американский политолог Ф. Фукуяма, подразумевая под этим «конечную точку идеологической эволюции человека», — а совсем конец.

ВСЁ СКАЗАННОЕ ВЫШЕ ещё раз подтверждает истину, что при сохранении социально-экономической системы капитализма никакие даже самые выдающиеся научно-технические достижения не могут оздоровить общество. Не могут в принципе. Маркс и Энгельс убедительно доказали, что только радикальное преобразование основополагающих экономических принципов капитализма позволит создать систему, которая «производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа», в которой бы каждый человек «мог совершенно свободно развивать и применять свои способности и силы».

В ХХ веке это подтвердили многие учёные, в том числе и далёкие от симпатий к коммунистам. Один из них, Эрих Фромм, исследуя капиталистическое общество, пришёл к выводу, что система, ориентированная на извлечение прибыли и приобретение собственности, предопределяет формирование в сознании людей «жизнеотрицающего», губительного для подлинно человеческой сущности человека приоритета материальных ценностей и только «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления».

Если же другие экономические условия (а исторический опыт убеждает, что единственный путь, ведущий к этому, — подлинно социалистическое преобразование общества) не удастся утвердить на планете, сбудется пророчество, сделанное много десятилетий назад писателем Джорджем Бернардом Шоу: «Если эксперимент, который предпринял Ленин в области общественного устройства, не удастся, тогда цивилизация потерпит крах, как потерпели крах многие цивилизации, предшествовавшие нашей».

Виктор ВАСИЛЕНКО. г. Белгород

"Правда", №138 (30781) 14 — 17декабря 2018 года
экономика, капитализм, экология

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########