Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков вручил дипломы выпускникам Центра политической учебы ЦК КПРФ


В Центре политической учёбы ЦК КПРФ состоялось вручение дипломов выпускникам очередного ...

Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"


Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...

Геннадий Зюганов: “Либо фашизация целых стран и мировая война, либо движение к социализму!”


В Центре политической учебы ЦК КПРФ состоялась встреча слушателей 53-го потока с лидером ...

В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

К.К. Тайсаев и И.Н. Макаров приняли участие в Круглом столе по международным связям с КНДР


24 апреля 2024 г. в здании издания газеты «Правда» состоялся Круглый стол, ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

«Человек потребляющий» по Эриху Фромму

Человек связывает свои надежды и мечты с будущим. Настоящее проживается нами, мы живем как бы наполовину в «сегодня» и в «завтра». Может это и пафосно звучит, но сегодня и сейчас закладывается фундамент, задается траектория развития нашего «завтра». Будет ли оно? Человечество обременено грузом, так называемых, глобальных проблем. Мы перестали быть в этом мире как у себя дома, руководствуясь принципом: после нас – хоть потоп. Этой проблематике посвящено множество работ, представлен диапазон различных точек зрения о причинах глобальных проблем, о способах их преодоления. Вопрос остается злободневным.

«Человек потребляющий» по Эриху Фромму

Важно понять, что в центре любой глобальной проблемы стоит современный человек. Что станет с ним? Куда он идет, к пропасти? Может, он уже в нее упал, но не осознал этого.

Можно винить правительства отдельных государств, современное индустриальное общество, капитализм. Необходимо понять, как человек из человека разумного выродился в человека потребляющего? Как его можно охарактеризовать? Фромм определил его так: «он пассивен, ненасытен и старается компенсировать внутреннюю пустоту постоянным и всевозрастающим потреблением»1. Например, шопинг как способ отдохнуть, развеяться, развлечься, алкоголизм как реакция на тревожность и безысходность. Он потребляет сигареты, спиртные напитки, секс, фильмы, путешествия, книги, лекции, искусство. Человек потребляющий кажется активным и увлеченным, но глубоко внутри он «страдает от беспокойства, одиночества, угнетенности и скуки»2. По сути, скука проходит красной нитью, депрессивным лейтмотивом по нашей жизни.

Эрих Фромм противопоставил два мировоззрения – «иметь» и «быть» – как «два фундаментальных способа существования, как два различных взгляда на самого себя и окружающий мир, два различных типа структуры характера человека, чье доминирование полностью определяет то, как человек думает, чувствует и действует».

Что это значит: человек нацеливает свою жизнь на «иметь»? Такая ориентация его самого, его существования, его смысла жизни направлена на то, что у него есть, что у него может быть. «Сейчас почти не осталось ничего, что не могло бы стать объектом владения или желания владеть: вещи, собственный дом, деньги, ценные бумаги, предметы искусства, монеты и прочие предметы, иметь которые толкает «страсть собирательства»3. Люди тоже могут стать объектом владения или желания владеть. В целом, все может стать объектом владения, если человек ориентирует на это свою жизнь. Если человек ориентирован на «быть», у него превалирует не желание обладания, а способность любить, рассуждать и продуктивно действовать. Это та сила, которая растет, если ей пользуются, ее нельзя купить или владеть как объектом, можно использовать, применять.

Homo consumens ориентирован безусловно на «иметь», он порожден ХХ веком, в первую очередь, экономическими причинами, то есть потребностью в массовом потреблении, которое стимулируется и направляется вездесущей рекламой. Удовлетворение потребностей нарастает не просто как снежный ком, скорее как лавина, сорванная с заоблачных вершин. Современный человек испытывает ненасытное стремление ко все большему и большему потреблению, и эту жажду не утолить. «Поскольку алчности нет предела и в обозримом будущем, никакая экономика не сможет произвести продукции в таком количестве, чтобы каждый член общества мог потреблять неограниченно, изобилие недостижимо, пока доминирует структура характера homo consumens»4. Ведь ему мало того, что имеет, как бы богат он ни был, кроме этого, он завидует и соревнуется со всеми вокруг, поэтому чувствует себя изолированным и испуганным. Он не в состоянии по-настоящему наслаждаться произведениями искусства и другими культурными ценностями, поскольку остается по своей природе алчным. И как в таких условиях повернуть потребление от максимального к оптимальному?

По Э. Фромму, необходим «резкий переход от производства продуктов, предназначенных для индивидуального потребления, к производству объектов общественного пользования: школ, театров, библиотек, больниц, общественного транспорта, то есть тех предметов, которые служат основой для раскрытия внутренней продуктивности и активности индивида»5. Едва ли в современной России на это можно рассчитывать, мы видим, как сокращается, оптимизируется все, что было перечислено. Однако можно согласиться, что алчность человеческих потребностей направлена в основном на индивидуальное потребление, в то время как пользование бесплатными общественными услугами не предполагает жадности. Сам Фромм понимал, что такой резкий поворот не возможен без изменения в системе производства, а не только сокращения промывающей мозги рекламы. Нужна воля государства, но ему это не выгодно, оно само постоянно занимается промывкой мозгов.

Вопрос еще и в том, какие потребности отнести к рациональным, какие – к иррациональным, какие – к хорошим, какие – к плохим. Под оптимальными можно понимать те, которые усиливают продуктивность и восприимчивость человека, под остальными – ослабляющие или парализующие человеческий потенциал. Как в случае наркомании, переедания и алкоголизма, мы ведь проводим эту черту, что считается нормальным, а что – нет.

Как видит свою свободу человек потребляющий, в неограниченном потреблении, в выборе между несколькими разновидностями одного и того же товара, который создают иллюзию личной свободы. Когда человек потребляющий трансформируется в продуктивную, активную личность, тогда человек увидит свободу в независимости от вещей, а не в неограниченном потреблении.

Можно согласиться, что «человек, который не полностью охладел, остался чуткими способным чувствовать, еще не потерял чувство собственного достоинства, не стал «товаром», которым еще может страдать при виде чужих страданий, не перешел полностью к способу существования, основанному на владении, – короче, человек, оставшийся человеком, а не вещью, – не может не чувствовать себя одиноким, беспомощным и изолированным в современном обществе»6.

Что же делать? Изменить привычку безудержно потреблять, быть более отзывчивым к миру, быть живым?

1 Э.Фромм. Искусство быть: сборник; пер. с анг./ Москва: АСТ, 2013. – с. 125
2 Там же, с. 125
3 Там же, с. 179
4 Там же, с. 180
5 Там же, с.181
6 Там же, с. 272

Анна РОЖКОВА, аспирантка БГУЭП
общество, теория, молодёжь

1 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########