Новости KPRF.RU
Ю.П. Синельщиков, М.Н. Матвеев и Г.П. Камнев выступили перед журналистами в Госдуме


11 декабря, предваряя пленарное заседание Государственной Думы, перед журналистами ...

Сергей Обухов про полемику депутатов Госдумы Иванова и Хинштейна по оценке ущерба Курской области


Заместитель председателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам ...

Владимир Кашин: 90 лет Всероссийский Центр карантина растений надежно защищает наш лес, наши сельхозугодья, наших граждан и территории России от проникновения и распространения карантинных вредных организмов на нашу землю


11 декабря 2024 года заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

Леонид Калашников принял участие в заседании Совета Всеобщей конфедерации профсоюзов


10 декабря в Москве, в Доме Союзов, состоялось заседание Совета Всеобщей конфедерации ...

Мария Дробот приняла участие в открытии в Москве выставки пейзажистки из Севастополя


10 декабря в Центральном доме работников искусств открылась выставка члена Союза ...

Архивы публикаций
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Трагедия, обезглавившая Тихоокеанский Флот

35 лет назад, 7 февраля 1981 года, под Ленинградом произошла крупнейшая авиакатастрофа транспортного самолёта Ту-104, которая унесла жизни 52 высокопоставленных военных. Среди них – командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов… Всего же погибло 17 адмиралов и генералов, почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности на Тихоокеанском флоте. Практически вся верхушка ТОФа! Столько высших морских военачальников не погибло за всю Вторую мировую войну. На борту самолёта также находились супруга командующего Валентина Спиридонова и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина.

Трагедия, обезглавившая Тихоокеанский Флот

… В тот роковой день, 7 февраля 1981 года, самолёт Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Эмиля Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора – штабных учений. В них принимало участие руководство всех флотов СССР. Возглавлял это важное мероприятие лично главком ВМФ, адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. По окончании сборов руководство ТОФа улетало с военного аэродрома г. Пушкина Ленинградской области во Владивосток.

Около 16 часов по московскому времени самолёт вырулил на взлётную полосу и начал набирать высоту. Оторвавшись от земли на 50 метров, он внезапно резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 тонн горящего керосина из баков хлынули в салон, лишив шанса на спасение даже тех пассажиров, которые чудом могли остаться в живых.

Но были и «счастливчики» – те, кто по чистой случайности не попал в катастрофу. Например, утром 7 февраля из Пушкина вылетел самолёт командующего Северным флотом. На нём – начальник штаба ТОФ Рудольф Голосов. Ему Спиридонов разрешил навестить дочь в Североморске. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии – они улетели на полуостров гражданским рейсом «Аэрофлота».

Естественно, расследованием катастрофы занялась специальная комиссия. Рассматривались разные версии, в том числе и теракт. Однако причина оказалась, увы, прозаической. Виноватым стал «человеческий фактор»! В 1981 году нас, граждан СССР, уже начинали готовить к тому, что магазинные полки скоро опустеют. Дефицитом к концу 80-х стало буквально всё, вплоть до мыла и туалетной бумаги. Помним и то, что центральные города снабжались лучше, чем периферийные. Офицеры, генералы и адмиралы Тихоокеанского флота, оказавшись в северной столице на неделю, были рады возможности пройтись по магазинам. Поэтому самолёт, что называется, был забит по самую макушку. Везли цветные телевизоры, видеомагнитофоны и стиральные машины. Загрузили даже чешские и югославские мебельные гарнитуры! С учений везли сотни килограммов планшетов, карт, схем. Всё это как «совсекретные» документы хранили в металлических сейфах! Кроме того, командование ТОФ сумело добыть в Ленинграде несколько тонн дефицитной типографской бумаги – тяжеленные рулоны тоже загрузили в самолет.

В итоге перед взлётом Ту-104 оказался явно перегруженным. Командир корабля подполковник Анатолий Инюшин не спорил: ему оставалось два месяца до ухода в отставку по возрасту. Он за долгие годы службы привык к начальственному «надо» – да и кто на флоте, в армии перечит начальству?

Положение усугубилось тем, что «экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолёта». Позже комиссия установила: центровка общей массы оказалась за установленными пределами – ближе к хвосту. А там весь проход завалили тяжеленными грузами – бумагой и мебелью! Так что всё это, неощутимое на земле, сразу же дало о себе знать после отрыва шасси от бетонки.

Оставшийся по счастливой случайности в живых вице-адмирал в отставке Рудольф Голосов позже вспоминал:

– Даже во время Великой Отечественной войны не было такого случая, чтобы в одночасье погибло всё командование флота. Не стало опытнейших офицеров, непросто оказалось найти им замену …

Борис Дёмин, подполковник запаса, в 1981 году – секретарь парторганизации авиадивизии, в которую входил Ту-104 адмирала Э. Спиридонова:

– Самолёт был старый, планировалось, что его вскоре спишут. И экипаж на нём подобрался предпенсионный. Перед трагедией его командир, подполковник Анатолий Инюшин, жаловался на партсобрании: помогите, мол, справиться с нарушениями, которые допускает в полётах на самолёте начсостав флота! Но сам он в загрузку Ту-104 не вмешался…

Семьям погибших выдали по тысяче рублей на взрослого человека и по пятьсот – на ребёнка. Вышло постановление о назначении персональных пенсий союзного значения вдовам адмиралов и генералов. Семьям предложили выбрать для проживания любой город СССР. Многие уехали в Ленинград, а также в Москву, Киев, Севастополь. Некоторые остались во Владивостоке.

… Прошли годы, и на Серафимовском кладбище Санкт- Петербурга появился мемориал. На памятнике – надпись: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 07.02.1981 года». Рядом – мраморные доски с фамилиями погибших.

До сих пор в соединениях и объединениях Тихоокеанского флота на построениях состава чтят память погибших в этой катастрофе тихоокеанцев.

+++
Пять лет назад, в 30-ю годовщину гибели руководства Тихоокеанского флота, на одном из центральных каналов телевидения был показан документальный фильм, рассказывающий об этой трагедии. В фильме подчёркивалось: авария была мгновенно засекречена, ни по телевидению, ни в прессе о ней ничего и никогда не сообщалось… Это неправда. Как раз в те самые зимние месяцы 1981 года мне довелось учиться на курсах по подготовке первых помощников капитан-директоров министерства рыбного хозяйства СССР во Владивостоке. Утром, идя на занятия, по привычке в киоске купил несколько центральных и местных газет. А когда раскрыл газету «Красное знамя» – орган Приморского краевого комитета КПСС, то сильно был удивлён и потрясён: все четыре полосы формата А-2, взятые в траурные рамки, были заполнены портретами и краткими биографическими справками погибших адмиралов, генералов и офицеров ТОФ. Тогдашний тираж краевой партийной газеты – более 100 тыс. экземпляров. Было обширное информационное сообщение и в центральной газете «Красная Звезда».

Пришедший проводить первую пару занятий заведующий отделом пропаганды и агитации Приморского крайкома партии очень подробно рассказал нам о трагедии, накануне произошедшей в ленинградском небе…

Александр ГЛУШКОВ
«Приангарье», № 5, 2016 г.
история, армия

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########