Новости KPRF.RU
Программа «Темы дня» (18.07.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Обобщить опыт и определить стратегии помощи: В Госдуме обсудили работу ...

«Ельцин-центр» - настоящая «мекка» для русофобов! Репортаж с протестной акции в Москве


18 июля в Москве, в рамках встречи депутатов с избирателями, прошёл патриотический митинг ...

Денис Парфенов выступил на радио «Комсомольская правда» в программе «Партийная среда»


17 июля на радио «Комсомольская правда» состоялась «Партийная ...

Ставропольский край. С.Э. Аниховский выступил на пленуме Ленинского районного комитета КПРФ


11 июля под председательством члена бюро Ставропольского крайкома КПРФ, первого секретаря ...

Геннадий Зюганов: Мы и на фронтах СВО отсталинградим фашистов и бандеровцев!


Лидер КПРФ, Герой Труда России - в годовщину начала Сталинградской битвы (17 июля 1942) в ...

Архивы публикаций
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Г. Сурдин. Капиталократия как новая форма организации капиталистического общества

Термин «капиталократия» был введен в 1997 году доктором философских наук А.И. Субетто. Необходимость его введения была продиктована несколькими обстоятельствам. В разных экономических школах при исследовании феномена капитала делается акцент на различных сторонах его сущности, ему дается разные определения.

Г. Сурдин. Капиталократия как новая форма организации капиталистического общества

Марксизм видел в капитале особую систему общественных отношений, складывающуюся в процессе производства, обмена и распределения, где проявляет свое господство собственник средств производства над рабочим, продающим свою рабочую силу. Капитал при этом есть самовозрастающая стоимость и именно труд породил капитал. На определенном этапе развития общества он сыграл свою необходимую роль.

Несмотря на многочисленные прогнозы капиталистической катастрофы, угасания и загнивания, капитал очень бодро шагал и шагает по планете. Если проанализировать тенденцию за последние 50-70 лет, то рыночная экономика как форма бытия капитала распространилась на все уголки земного шара. Социалистический лагерь потерпел поражение в схватке с развитыми странами капитализма, притом самым драматичным образом. По всей видимости, власть капитала находится даже не на пике своего могущества, а лишь на его восходящей линии.

В классическом марксизме власть капитала распространялась на отношения между буржуа и пролетарием, как одно из проявлений назывался товарный фетишизм и вызванная им деградация личности. Сегодня же власть капитала кажется безмерной. Финансовый капитал в десятки раз стал превышать по объему производственный капитала. Произошел рост материальных потребностей у населения всей планеты и деградация духовно-творческих.

Время свободное от производства превратилось из времени, когда человек должен всесторонне развивать свои сущностные силы, в досуг – время потребления или мечтания о нем. Торговые центры стали своего рода храмами современности, куда стекаются толпы молодых людей, проводящих там свободное время. Интернет-серфинг и посещение маркет-плейсов стало также частью обыденной жизни широких масс населения стран центра и полупериферии. Ярко прослеживается доминанта денег во всех сферах общественных отношений. Капитал стал проникать в самые разные сферы: это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение, культура, семейные и дружеские отношения и многое другое.

В этом отношении капитал обладает свойством проникать в разные сферы общественных отношений, постепенно оказывая на них значительное влияние, и видоизменять их, создавая так называемые «превратные формы». В них те или иные общественные отношения оказываются словно перевернутыми с ног на голову и доминирующее значение в них начинают играть цель утилитарности, практической выгоды, материальной эффективности. К примеру, в промышленности и сельском хозяйстве вместо цели удовлетворения потребностей общества путем производства материальных благ и продукции сельского хозяйства на первое место выходит товарность и способность извлекать прибыль, финансовое господство отдельных субъектов в обществе. Образование и здравоохранение превращаются в соответствующие услуги, результат оказывает влияние на общественный интеллект и воспроизводство человечества. Проникая в культуру, капитал также сильно видоизменяет ее, что служит фактором деформаций в общественном сознании. И, наконец, дружеские и семейные отношения, измененные капиталом, приобретают целеполагание на личную выгоду от них и индивидуализм, что не может не приводить к их быстрому распаду.

В современном обществе капитал стал оказывать определяющее значение на формирование личности. Наиболее адаптированными к его «требованиям» являются быстрые, неусложненные и умеющие подстраиваться под постоянные изменения индивиды, своего рода «дельцы». Притом развитие событий в мире власти капитала происходит с постоянным ускорением, побеждать в этой схватке суждено только самым адаптированным.

Есть своеобразный знак в том, что в переводе с латинского capitalis – главный, доминирующий, основной, а kratos c греческого означает власть. Отношения по поводу глобальной власти капитала превратились в основные в обществе. Но когда мы говорим о его власти, мы не только останавливаемся на его тотальном проникновение во все сферы общественного бытия. Можно даже сказать о том, что общество посткапитализма, о котором так активно размышляют мыслители, в действительности пришло к нам в форме капиталократии. Эта форма стала проявлением объединения труда и капитала, когда последний обрел абсолютное господство над первым, когда работники наемного труда приняли правила поведения собственников средств производства и сами стали воспроизводить эту систему.

Капиталократия как система общественных отношений находится в постоянном развитии. Современные тенденции наглядно об этом свидетельствуют. Капитал имеет свою персонификацию в виде собственника, но в настоящий момент он все более растворяется в индивидах, которые обеспечивают его функционирование. Для такой системы не важна конкретная личность, а важна возможность самовоспроизводится и самовозрастать. Именно поэтому функции капитала, такие как управление персоналом, распределение доходов, обеспечение обратной связи, безопасность и т.д. все более растворяются в деятельности отдельных людей и коллективов. В этом смысле «служат» капиталу не только его владельцы и те, кто обеспечивает его воспроизводство, но и люди наемного труда, поскольку не имеют возможности выбора иного способа материального и духовного существования в обществе.

Системе капиталократии безразлично, кто будет ее воспроизводить, более того, в ее интересах, чтобы человек все более был отчужден от своей родовой сущности и как можно больше тратил сил для выполнения функций системы. Однако здесь есть и оборотная сторона. Капиталократии нужны и творческие личности, которые должны осуществлять движение вперед производительных сил и принимать решения во все более усложняющихся общественных отношениях, управлять ими в интересах капитала. И именно в этом противоречии есть возможность рассмотреть пределы движения капитала.

Вопросом о том, почему же капиталистическое общество пришло к новой форме организации – капиталократии, а не прекратило своего существование в результате пролетарской революции, стал предметом научных изысканий множества марксистов. И действительно, общественный характер производства вступает в противоречие с частной формой присвоения. Советская система была антикапиталократическим проектом, однако в силу вступил иной закон реальной действительности, проводящий линию на тотальное доминирование капитала, и поэтому советская социалистическая система под руководством СССР потерпела поражение.

В этой связи новая эпоха выдвигает новые пределы развития капиталократии. Капитализм нуждается в постоянном расширении товарного производства и рынков сбыта. Когда речь заходит о будущем крахе капитализма, то имеют ввиду недостаточную прибавочную стоимость, усугубляющийся разрыв между финансовым (фиктивны) и промышленным капиталом, когда первый вскоре будет в сотни раз превышать второй, и колоссальное расслоение населения. Однако, кажется, что система капиталократии найдет выход, и очередной кризис будет сменяться новым ростом.

Настоящий предел выдвигается возможностью биосферы выдержать натиск человечества, которое, будучи организованным с помощью капиталократии, увеличила энергетику своего хозяйствования в 1010 –1012 раз в ХХ веке [1]. Именно поэтому стали говорить о первой фазе глобальной экологической катастрофы, которая наступила во второй половине ХХ века. В условиях, когда отсутствует опережающая обратная связь и возможность управлять своим будущим, когда развитие осуществляется стихийно, то это чревато тем, что переход в последующие фазы грозит гибелью всему человечеству. Поэтому сохранение капиталократии в нынешнем виде – вполне вероятная его гибель. По всей видимости, это начнет проявляться в депрессивных регионах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Одним из самых мрачных последствий этого является экологическая катастрофа и состояние неспособности человечества воспроизводить самого себя и накопленного за тысячелетия опыта.

Однако при достижении предела развития капиталократии, возможен иной вариант развития, который ознаменует собой её преодоления. Труд породил капитал, придал ему силы для господства над самим собой, и именно в сфере освобождения труда лежит ключ освобождения от тотальной власти капитала. Зоны без товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, без разделения труда, без превращения рабочей силы в товар и эксплуатации в странах, взявших курс на построение социализма, станут самым действенным шагом по поэтапному преодолению капиталократии.

Творческие работники, в коих так остро нуждается капитал для своего самовоспроизводства, могут находить условия свободной самореализации только вне сферы подчинения капиталократией. Они будут постоянно вступать в противоречие с запросами глобального капитала. И именно у них появляется исторический шанс самоорганизоваться совместно с классическими наемными работниками материального производства и дать решительный отпор системе капиталократии, создав новую систему, которая бы базировалась на ноосферном развитии, общественном интеллекте и целенаправленном управлением будущим.

Геннадий СУРДИН, кандидат философских наук, г. Иркутск
(Выступление на молодёжной конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»)
теория, идеология, конференция, капитализм

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########