- НОВОСТИ
- ДОКУМЕНТЫ
- РУКОВОДСТВО
-
ИЗДАНИЯ
ГАЗЕТЫ КНИГИ
- ССЫЛКИ
- ОТДЕЛЕНИЯ
Аларское Ангарское Бодайбинское Балаганское Баяндаевское Братское Боханское Жигаловское Заларинское Зиминское Иркутское городское Ленинский райком г. Иркутск Октябрьский райком г. Иркутск Правобережный райком г. Иркутск Свердловский райком г. Иркутск Иркутское районное Качугское Казачинско-Ленское Катангское Киренское Куйтунское Мамско-Чуйское Нижнеилимское Нижнеудинское Нукутское Ольхонское Осинское Саянское Слюдянское Тайшетское Тулунское Усольское Усть-Илимское Усть-Кутское Усть-Удинское Черемховское Чунское Шелеховское Эхирит-БулагатскоеПоказать менюМЕНЮНовости KPRF.RUС Новым 2025 годом, Донбасс! Счастливым и Победным!
Десять лет назад, в декабре 2014 года, рабочая группа ЦК КПРФ под руководством члена ...
Г.А. Зюганов: "Рождество – пора, когда мы объединяемся чувствами веры, надежды и любви"
Рождество по данным социологов входит в пятерку самых любимых народных праздников. В 2024 ...
Программа «Темы дня» (16.01.2025) на телеканале «Красная Линия»
В ВЫПУСКЕ: Лидер КПРФ Геннадий Зюганов встретился с чрезвычайным и полномочным послом ...
Дмитрий Новиков на Первом канале о цинизме Трампа, ставке на него глубинного государства и перспективах отношений России и США
Дональд Трамп точно так же выражает интересы финансовых кругов США, как и американские ...
Состоялась встреча Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Российской Федерации А.Н. Рогожником
16 января состоялась встреча Председателя ЦК КПРФ, Руководителя фракции КПРФ в Госдуме ...
21 ноя 15:45В стране и миреВ.А. Туев. Чтобы рос новый человек
В 99-м номере «Правды» опубликована статья В.С. Кожемяко на чрезвычайно злободневную тему «Что это ныне значит — учиться коммунизму?». Она побуждает к обсуждению поставленных проблем. Вот и мне хочется изложить некоторые свои размышления по вопросу, сформулированному в заголовке этой публикации.
Один мой давний знакомый рассказывал, что в молодости ему довелось побывать на встрече И.В. Сталина с группой молодёжи. Это были послевоенные сталинские годы, когда повсюду звучал такой лозунг: «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина — вперёд, к победе коммунизма!». И вот кто-то из молодёжи спрашивает Сталина: а когда же будет построен коммунизм? Сталин после некоторого раздумья ответил: «Я уже немолод, но надеюсь пожить при коммунизме». Молодые люди после окончания этой встречи много спорили, как следует понимать ответ Сталина, и пришли к такому заключению: он имел в виду, что коммунизм начинается сегодня... Такая вот была тогда молодёжь: она видела, что мы действительно с каждым шагом приближаемся к коммунизму.
Современный молодой скептик скажет: но строить коммунизм и жить при коммунизме — это далеко не одно и то же. И он будет, конечно, прав, но... только по форме, а никак не по содержанию. Вот об этом и стоит поразмышлять.
Хорошо известно, что марксистская теория общества полагает: на смену капиталистической формации общества идёт формация коммунистическая. Правда, марксизм, как мы знаем, выделяет две ступени этой формации — социалистическую и коммунистическую. Но ведь понятно, что социализм не в одночасье превращается в коммунизм, а ведёт к нему постепенно, по мере своего развития. И каждый шаг по социалистическому пути есть в то же время шаг к коммунизму.
Поэтому в истории социализма со временем стали выделять несколько ступеней: первая — переходный период от капитализма к социализму, вторая — построение социализма в основном и третья — строительство коммунизма. Такое членение социалистической фазы коммунистической формации вытекало из реального процесса её развития в СССР. И каждая последующая ступень вбирала в себя всё больше черт, присущих коммунизму. Тогда же было введено понятие полного коммунизма. Однако его понимание во многом оставалось загадкой, а в некотором смысле остаётся ею и по сей день. Давайте попытаемся сделать шаг к разгадке.
Начнём с того, что после кончины Сталина в общественной жизни страны стали происходить довольно крутые изменения в понимании стратегических перспектив её развития. Возобладало во многом легковесное и упрощённое их понимание.
Известно, что капитализм, особенно американского типа, связывает прогресс с удовлетворением только материальных потребностей человека. И вот в 1957 году, после встреч с американским фермером Гарстом, Хрущёв выдвигает задачу «догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения», которую предстояло выполнить за три-четыре года. Разумеется, это было нереально, но дело не только в этом: здесь уже явно проступал совершенно определённый подход к пониманию нашего идеала. Оно сводилось к максимальному удовлетворению сугубо телесных потребностей.
В 1961 году XXII съезд партии принял новую Программу КПСС, и она была названа Программой «развернутого строительства коммунизма». В ней предполагалось за двадцать лет создать в стране материально-техническую базу коммунизма. Можно было бы это приветствовать, но, как говорится, «дальше — больше». А дальше Хрущёв с трибуны съезда провозгласил: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
Как же понимается здесь суть коммунизма? А очень просто: по тексту статьи К. Маркса «Критика Готской программы», это общество, в котором осуществляется великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Вот и в той Программе КПСС наиболее подробно раскрываются именно эти, «потребительские» задачи, прежде всего — изобилие материальных благ и «самый высокий жизненный уровень по сравнению с любой страной капитализма».
Спрашивается, Маркс ошибался, формулируя своё понимание коммунизма? Как сказать... Во-первых, это было написано им полтора века назад, когда капитализм был самым передовым общественным строем из всех существовавших, но и он не решил проблему удовлетворения даже минимальных телесных потребностей основной массы населения. Маркс говорит о том, что полное их удовлетворение возможно только в условиях формации, которая придёт на смену капитализму.
Во-вторых, — и это наиболее существенно! — в то время потребности человека рассматривались недифференцированно, без разделения на фундаментальные (телесные) и высшие, духовные потребности. Но уже В.И. Ленин вносит значительно большую ясность в понимание системы человеческих потребностей и именно с высшими потребностями связывает суть коммунизма, Так, в работе 1918 года он пишет: «Высшая фаза развития коммунизма» (каждому по потребностям, каждый по способностям) «предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя...». Иными словами, коммунизм предполагает и новые, более развитые производительные силы, и нового человека. Можно смело утверждать, что это человек как раз с новыми, а именно духовными, потребностями.
На чём основывается это суждение? Прежде всего с установлением общественной собственности на средства производства, то есть с переходом к социализму, коренным образом меняется общественный характер труда. Его целью становится не прибыль собственника, а общее благо, то есть всего народа. А поэтому появляются, помимо материальных, также и духовные побуждения к труду. Сталин выразил этот факт в своей знаменитой формуле: «Труд в СССР есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства».
В несколько изменённом виде этот лозунг присутствует в тексте «Марша энтузиастов» (автор А. Д’Актиль), ставшего песенной эмблемой сталинской индустриализации:
Нам ли стоять на месте?
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
И совершенно не случайно, что сталинский лозунг был воспроизведён в этом гимне великой эпохи: такая метаморфоза трудовой мотивации явилась событием поистине эпохального значения! Впервые в истории побудителем к труду стал энтузиазм его участников! Люди с незапамятных времён трудились ради удовлетворения своих материальных потребностей, а сегодня даже и капитализм создаёт реальную возможность их удовлетворения на достаточно высоком уровне. Социализм же породил трудовой энтузиазм, то есть не известные ранее высокие духовные мотивы трудовой деятельности, и тем самым ещё до наступления полного коммунизма открыл реальные возможности для всестороннего развития человека.
Потому и молодые люди в беседе со Сталиным, описанной в начале статьи, поняли его слова именно так: коммунизм начинается сегодня. В самом деле, уже строительство социализма создало возможности для небывалого духовного развития человека. Это ещё в 1930-х годах ярко выразилось в возникшем тогда стахановском движении, опиравшемся прежде всего на трудовой энтузиазм рабочих-стахановцев. А в послевоенные годы движение к победе коммунизма стало уже главным лозунгом пятилетки.
Мне попала недавно на глаза очень интересная книга Н. Михайлова «Над картой Родины», изданная в 1947 году. В великолепной, почти художественной форме, но с цифрами и фактами в книге представлено, как изменилась, как расцвела советская земля за годы сталинских пятилеток. Показано, что при этом совместный труд ради общей цели преображает людей, раскрывает их творческие силы. Вот, к примеру, несколько констатаций автора:
«В новой стране живут новые люди. У них новые чувства, новые помыслы...».
«Раскрепощённый народ, свободный созидатель своей судьбы, по-новому мыслит, по-новому чувствует».
«...Новая, колхозная деревня... вырастила новых людей — людей с широкими, общенародными интересами и высокой культурой, людей самоотверженного труда и гражданской доблести».
«Мы видим кровное братство народов и в борьбе с врагом... Общая Родина — общий враг».
Подводя один за другим итоги своего анализа перемен в различных сферах жизни социалистического общества, автор каждый раз рефреном повторяет сакраментальную и чрезвычайно ёмкую фразу: «Изменилась страна — изменились люди». Это было стремительное восхождение людей в духовные выси, и свершилось оно, по историческим меркам, мгновенно, на глазах одного поколения!
Конечно, речь не о том, что строительство социализма породило человека, располагающего всесторонне развитыми духовно-творческими способностями и потребностями, — это задача на весь исторический период движения к полному коммунизму. Но духовное развитие человека тогда уже стало ведущей тенденцией развития, — то есть в основе своей это был коммунизм, хотя и не полный. И опыт тех сталинских лет особенно ценен и дорог нам именно духовным обновлением людей.
Заметим в связи с этим, что даже и десять лет спустя после написания названной книги люди всё ещё жили представлениями того поистине великого времени. Это отчётливо выявилось в организации движения «За коммунистическое отношение к труду», которое родилось 11 октября 1958 года в одном из цехов депо Москва-Сортировочная. Почин этот примечателен тем, что он выдвинул особую задачу: не только повышать производительность труда, но и воспитать человека новой формации — активного, высокообразованного, политически грамотного, основывающего своё поведение на принципах коммунистической морали. Уже в ноябре того же года рабочие депо получили звание «Бригада коммунистического труда», а в январе депо стало первым «Предприятием коммунистического труда».
Разумеется, всё это впечатляет. Движение стало распространяться и набирать силу. Но... с течением времени оно утратило свою жизненность, потускнело и угасло. Причина понятна — о ней уже говорилось: в стране набирала силу идеология «потребительского» коммунизма. В результате общество спустя десятилетия откатилось назад, к капитализму с его «рыночной» идеологией и спекулятивно-торгашеской практикой, «расчеловечивающей» человека, а это уже — горькая реальность нынешнего времени.
Что же делать молодому человеку в сложившейся ныне общественной ситуации? Разумеется, надо бороться с торжествующим антинародным социальным строем, за возрождение в стране общества социального равенства и справедливости, то есть социалистического общества. Но, чтобы успешно бороться, надо, как когда-то вслед за Лениным напутствовал нас Сталин: «учиться, учиться упорно, терпеливо», — иного не дано.
Между тем вопрос о том, как учиться, вновь остаётся открытым, ибо общество ныне буквально погрузилось в трясину ложных мещанских идеалов — изобилия материальных благ, «денежного» успеха, телесных наслаждений, пустых развлечений и т. п. И этот «идеал» навязывается детям и подросткам ещё на школьной скамье. Вся «духовная» (а по факту — бездуховная) атмосфера современного российского общества склоняет молодого человека не к учению, не к размышлению, не к творчеству, а исключительно к потреблению. В своё время об этом «случайно» проговорился российский министр науки и образования Фурсенко. Дескать, перед советскими школами и вузами ставилась задача подготовки творцов, а готовить надо грамотных потребителей.
В таких общественных условиях наша задача — побудить молодёжь к основательному освоению бесценного опыта сталинской эпохи, и прежде всего — опыта социалистического и коммунистического строительства, когда духовно-творческое развитие личности было поставлено, как говорится, во главу угла. И несомненно, что уже сам процесс освоения этого опыта будет духовно обогащать молодого человека.
А дальнейшее можно представить так. Надо всемерно распространять этот опыт, сделать его достоянием как можно большего числа молодых людей. Пользоваться для этого можно самыми различными средствами — от товарищеских бесед и выступлений на митингах до партийной прессы и вездесущего интернета. Подчеркну, что сегодня именно интернет создаёт наиболее многочисленную аудиторию для дискуссий о советском социализме и сталинском опыте движения к коммунизму.
К примеру, на «Яндексе» существует контентная платформа «Дзен». Она нацелена на распространение информации по преимуществу социального содержания. Привлекательна она тем, что создаёт возможность вступления в дискуссию по поводу опубликованного материала. Не случайно среднесуточная аудитория этой платформы насчитывает более 20 миллионов человек.
На «Дзене» публикуется и подвергается активному обсуждению большое количество блогерских выступлений по истории советской эпохи, в том числе — сталинского её периода. Обсуждение чаще всего приобретает характер оживленной и нередко бурной дискуссии. Но не так уж часто в дискуссиях участвуют комментаторы, располагающие адекватным осмыслением сталинского опыта строительства социализма и коммунизма. Чаще обсуждение ведётся вокруг пропагандистских мифов о «цене» этого строительства. А нередко пачкается чёрной краской весь образ жизни советского человека!
Здесь я могу поделиться и своим опытом участия в таких дискуссиях. На некоторые высказывания получаю сотни одобрительных отзывов («лайков»), а также десятки ежедневных лайков и — нередко — текстовых ответов на те или иные высказанные мной суждения. Было бы замечательно, если бы к дискуссиям такого рода активнее подключилась молодёжь, мыслящая по-советски, по-сталински, по-коммунистически.
Итак, в свете изложенного в нынешнем обществе новым содержанием наполняется обращённый к молодёжи ленинский призыв «Учиться коммунизму», который актуализирован в проблемно насыщенной публикации «Правды».
Учиться коммунизму — это, во-первых, постоянно углублять понимание коммунизма, который по сути своей есть общество, порождающее внутреннюю необходимость в постоянном личностном саморазвитии, вплоть до формирования особой потребности — в самоактуализации личности. Именно этой возможностью неограниченного всестороннего и гармонического развития человека измеряется гуманистический потенциал коммунизма. И именно он способен противостоять миру чистогана и потребительства, разрушающему личность.
Во-вторых, учиться коммунизму — это глубоко осмысливать опыт его строительства, явленный сталинской эпохой советской истории. И главным образом — опыт духовно-творческого развития личности в труде на общее благо, опыт «очеловечения» людей — обретения ими всех лучших человеческих качеств. При этом необходимо, несмотря на крайне неблагоприятные социальные условия, делать этот опыт достоянием возможно большего числа наших людей, в первую очередь — из молодёжной среды.
В.А. ТУЕВ, доктор философских наук, профессор
Источник: «Правда» Сталин, история, идеология3 понравилось 0 не понравилось
Похожие новости:В.А. Туев. Да, яд измены смертелен В стране и мире В.С. Никитин: Новый взгляд на величие русской революции 1917 года В стране и мире Под знаком лучезарной эпохи. В сталинском обществе обсудили послевоенный взлёт СССР В ПАРТИИ / Иркутск / ВАЖНО В.А. Туев. Актуальные проблемы идеологии российского общества В стране и мире / ВАЖНО Коммунизм как идеал и реальность. Обсуждение в школе подготовки партийных кадров В ПАРТИИ / Иркутск / ВАЖНОДобавить комментарийИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.Опрос посетителейЛичный кабинетЛента НовостейИ.В. Сталин как человек 11:54Урок трезвости в Усть-Илимске 18:56Г.А. Зюганов: «Наши главные союзники противостоят неоколониализму и разделяют идеалы советской дружбы» 16:26Г.А. Зюганов: Чтобы решить проблемы страны, нужен иной экономический курс 20:46В Иркутске пройдёт встреча с депутатами по вопросам тарифа на электроэнергию 18:11«Всем прогрессивным журналистам желаю добра и удачи!». Интервью Г.А. Зюганова в «Комсомольской правде» в День российской печати 09:59Снова недоиндексация 18:45День в истории. 165 лет газете «Амур» 12:06тэги сайтаВыборы-2018, Госдума, Зюганов, Иркутск, Иркутская область, КПРФ, Левченко, Носенко, Русский лад, Щапов, акции протеста, внешняя политика, губернатор Иркутской области, дети, единороссы, законодательное собрание, здравоохранение, история, капитализм, комсомол, культура, местное самоуправление, молодёжь, образование, общество, оппоненты, память, партия, персоналии, поздравления, политическая система, право, праздник, протест, сельское хозяйство, социализм, социальная сфера, чиновники, экология, экономика
Показать все теги#########
КПРФ ИРКУТСК 2015. by - 2015
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации