Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков на Первом канале рассказал, в чём состоит отличие патриотов России от «катакомбных» коллаборантов и выразил отношение к философу Ильину - симпатизанту Муссолини и Гитлера


Патриотов среди публичных фигур в России становится всё больше. Чтобы эта тенденция ...

Дмитрий Новиков на Первом канале о новой фазе войны Запада против России и неготовности Европы выйти из-под влияния США


Европейские элиты напоминают раба, который, по меткой оценке Ленина, смакует своё рабское ...

К.К. Тайсаев посетил посольство КНДР


26 апреля 2024 г., координатор депутатской группы дружбы с Парламентом КНДР, Первый ...

Владимир Кашин выступил на заседании Совета законодателей по вопросу реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»


26 апреля Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета по аграрным вопросам, ...

Санкт-Петербург. Н.М. Харитонов принял участие в заседании Совета законодателей


Мероприятие прошло 26 апреля в Санкт-Петербурге. В повестке дня – актуальные ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
17 мар 17:35В ПАРТИИ

Выступление С.Г. Левченко на Орловском экономическом форуме

14 марта в городе Орле проводился Второй Орловский международный экономический форум «Стратегические задачи социально-экономического развития России на современном этапе». На этом форуме выступил лидер иркутских коммунистов, экс-губернатор Иркутской области С.Г. Левченко.

Выступление С.Г. Левченко на Орловском экономическом форуме

1. В современной России имеется очевидная необходимость расширения масштабов согласования хозяйственных решений, координации управленческих действий и совершенствования долгосрочного целеполагания в рамках национальной экономики и экономических комплексов регионов - субъектов РФ. Повышение уровня планомерности экономического развития, реализация стратегических планов и программ - опробованный многими странами метод решения социальных проблем, преодоления экономического отставания, достижения инновационного рывка. Все это актуально и для нашей страны.

2. В современной России имеется уникальная возможность быстро, без «шоковой терапии», без социальных катаклизмов и политического насилия радикально повысить уровень плановости национальной экономики, провести её переориентацию на социальный результат. Предпосылками для этого служат:

- наличие у России недавнего (во многих аспектах положительного) исторического опыта стратегического, среднесрочного и оперативного планирования развития экономики страны и её регионов;

- возможность изучения и использования опыта дружественных зарубежных стран, весьма успешно применяющих в настоящее время инструменты планирования в своей хозяйственной практике;

- наличие серьезного научного задела по вопросам организации планирования экономики страны в условиях господства рыночных отношений, созданного в последнее время российскими учеными;

- наличие политической воли и общественной поддержки процессов радикального усиления плановых основ национальной экономики в лице оппозиционных политических партий и общественных организаций, в том числе представляющих бизнес-сообщество;

- наконец, наличие регионов - субъектов РФ, готовых выступать в качестве пионерных территорий, полигонов расширения и углубления масштабов применения плановых механизмов управления экономикой, отработки и внедрения в хозяйственную практику новых методов и инструментов планирования.

3. Действующая в настоящее время в стране система стратегического планирования несовершенна. Ей фактически не охвачен целый ряд объектов экономики - макрорегионы, городские агломерации. Ученые и специалисты - практики обращают внимание на содержательную ограниченность установленных ФЗ документов, их недостаточную взаимосвязь и иерархичность. Система показателей и индикаторов, используемая в плановых документах, не позволяет в полной мере отражать решение важнейших стратегических задач - повышение инновационности экономики, импортозамещение, интеграцию регионов страны.

Для регионов РФ федеральным законом о стратегическом планировании от 2014 года, установлена система документов стратегического планирования социально-экономического развития в составе концепций, стратегий, прогнозов и государственных программ. Реализуя требования закона 85 регионов - субъектов федерации разработали огромный массив стандартных и, часто, достаточно формальных, документов регионального долгосрочного планирования, в которых явно отсутствуют свежие прорывные идеи и новые подходы, так необходимые нашей стране в современных условиях. В частности, очевиден сущностный разрыв между стратегиями социально-экономического развития регионов и региональными целевыми программами, предназначенными для реализации стратегий.

Наглядным подтверждением необходимости совершенствования системы стратегического планирования в регионах служат результаты тематического опроса, проведенного в 2019 году Аналитическим Центром при Правительстве РФ. Более 10% субъектов РФ считают, что у них недостаточно полномочий в сфере стратегического планирования. Свыше трети опрошенных субъектов РФ считают неоптимальными состав и иерархию документов стратегического планирования, разрабатываемых в настоящее на региональном уровне.

4. В этих условиях в регионах идут поиски новых форм планирования социально-экономического развития, совершенствования и развития системы региональных плановых документов. В Иркутской области администрация региона в 2017- 2019 г.г. реализовывала модель регионального управления с условным названием «Государство развития», предполагающую усиление плановых начал и предусматривающую совершенствование всех элементов системы планирования. Речь идет об увеличении горизонта плановых процедур, расширении круга объектов, охваченных планированием, повышении научного уровня и обоснованности плановых решений, использовании возможностей информационных технологий, создании новых плановых документов и плановых органов.

Актуальность и эффективность такой модели регионального управления подтверждаются практическими результатами её реализации в регионе в 2017-2019 годах - ростом объёмов инвестиций, промышленного производства, строительных работ, доходной части регионального бюджета. Обозначу основные направления проделанной нами работы по совершенствованию системы планирования в регионе.

5. В Иркутской области были проведены методические и организационные работы по созданию нового документа стратегического долгосрочного планирования регионального уровня - Комплекса стратегических инвестиционных инициатив. В создании нового документа принимали участие экономический блок Правительства Иркутской области, представители регионального экспертного сообщества, а также специалисты Института региональных экономических исследований - независимой научно-исследовательской организации, имеющей большой положительный опыт разработки документов стратегического планирования для многих российских регионов.

Комплекс стратегических инвестиционных инициатив, никак не дублируя существующие в Иркутской области региональные документы стратегического планирования, дополняет их, раскрывая и конкретизируя направления реализации Стратегии социально-экономического развития региона. Это достигается путем выделения и обоснования конкретных крупных проектов в сфере управления, промышленного производства и инвестиций, экологии и охраны окружающей среды, социальной политики, межрегионального сотрудничества.

В отличие от Концепции и Стратегии социально-экономического развития региона, Комплекс стратегических инициатив включает в себя конкретные масштабные инвестиционные, управленческие и социальные проекты с глубокой степенью технико-экономической проработки. Определяются цели и задачи каждого конкретного проекта, оценивается их вклад в экономику региона, в увеличение доходов бюджета и повышение уровня жизни населения. Одновременно рассчитывается примерный объем необходимых инвестиций, очерчивается круг потенциальных инвесторов. Временной горизонт комплекса инвестиционных инициатив составляет 12 лет.

Содержание работ, которые проводятся в рамках этого нового стратегического документа, можно охарактеризовать как сочетание научных исследований, долгосрочного прогнозирования, бизнес - аналитики, технико-экономических расчетов, информационного обеспечения, экспертной поддержки управленческой деятельности региональных властей. Рассматривая место нового документа в вертикали «концепция - стратегия - государственная региональная программа», можно сказать, что он занимает промежуточное место между стратегией и программами. Комплекс стратегических инициатив конкретизирует стратегию социально-экономического развития региона, обеспечивает её выражение в практической плоскости. Региональные же программы и планы будут выступать в качестве инструмента реализации отдельных стратегических инвестиционных инициатив.

6. Еще одной новацией в системе регионального планирования в Иркутской области стала разработка пятилетнего Государственного плана социально-экономического развития на 2019-2023 годы. Этот документ надо рассматривать в качестве центрального элемента системы целеполагания и стратегического планирования в регионе. Посредством плана можно эффективно спланировать и скоординировать работу органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества, рационально и с максимальной отдачей использовать все ресурсы региона в целях обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния населения.

Пятилетний план в условиях рыночной экономики, естественно, имеет мало общего с планами времен СССР. Нами применены новые методы и организационные приемы - проектный и целевой подходы, общественная экспертиза, межведомственная координация. В подготовке документа принимали участия все отраслевые и функциональные подразделения правительства Иркутской области, независимые эксперты, представители муниципальных образований. План был утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области и вступил в силу с 01 января 2019 года. От лица команды специалистов, которая готовила пятилетний план, заявляю, что мы готовы поделиться опытом разработки подобного документа с коллегами из Орловской области.

Таким образом, в Иркутской области к середине 2019 года была сформирована новая, пионерная для субъектов РФ по своей структуре система региональных плановых документов социально-экономического развития в составе долгосрочной стратегии, комплекса стратегических инвестиционных инициатив, пятилетнего плана развития региона и государственных программ.

7. Включение в систему стратегического планирования региона новых плановых документов требует наличия соответствующих органов и структур, способных осуществлять функции их разработки и контроля реализации. Для этих целей в 2018 году в Иркутской области был создан специальный орган областной администрации - Комитет по планированию социально- экономического развития. Свою работу он начал в формате координационной структуры при губернаторе региона. В состав Государственного комитета, наряду с руководителями исполнительных органов власти Иркутской области, вошли руководители акционерных обществ, высших учебных заведений, некоммерческих организаций, ученые и эксперты, в том числе и из других регионов страны. Решения Государственного комитета принимаются большинством голосов его членов и являются обязательными для исполнительных органов государственной власти региона. Именно Государственный комитет по планированию координировал работу по формированию пятилетнего плана развития региона развития на 2019-2023 годы.

Считаю, что создание такого единого органа социально-экономического планирования будет полезным и для Орловской области.

8. Эффективное осуществление стратегического планирования в масштабах регионов, а тем более, страны в целом, в настоящее время невозможно без применения информационных технологий, программирования, экономико-математических методов. Использование в процессе планировании новейших технологий и точных наук, построение моделей и балансов, обработка больших массивов информации при строгом соблюдении принципа количественной ограниченности состава планируемых показателей и индикаторов, по нашему убеждению, открывает совершенно новые горизонты для плановой деятельности. Применение информационных технологий окончательно поставит точку в дискуссии о целесообразности, практической возможности и конечной эффективности планирования социально-экономических процессов в общенациональных, межрегиональных и региональных масштабах.

Источник: «КПРФ.ру»
Левченко, экономика, пятилетка, предложения

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Если завтра выборы вы За

САЙТЫ
Личный кабинет
#########