Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков в эфире телеканала «Ариг Ус» о выборах в Бурятии, повышении доходов граждан России и связях с Монголией


Республику Бурятия посетил заместитель Председателя Центрального Комитета КПРФ Д.Г. ...

В.И. Кашин: «Мы будем продолжать работу до Победы, до нормализации ситуации на братской Украине»


Во время митинга Владимир Иванович обозначил важность каждого конвоя, отправленного на ...

Двадцать неотложных мер для преображения России


Россия вновь оказалась на крутом переломе своей истории. Особые условия открывают новые ...

Программа «Темы дня» (19.08.2022) на телеканале «Красная Линия»


В выпуске: Без крыши над головой. В Красноармейске погорельцы требуют от властей выделить ...

Сергей Обухов: Про вроде бы риторический вопрос «А мог бы ГКЧП победить?»


Секретарь, член Президиума ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы С.П. Обухов предлагает ...

Архивы публикаций
«    Август 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Иркутск. Депутат Анатолий Обухов представил фильм об истории ледокола «Ангара»

На окраине Иркутска, в микрорайоне Солнечный, качается на волнах Иркутского водохранилища уникальный памятник истории – ледокол «Ангара». 30 марта исполнилось тридцать лет с того момента, как кораблю был придан статус музея. В этот день в помещении Октябрьского райкома КПРФ города Иркутска состоялся показ документального фильма «Последний броненосец священного моря» , посвящённого истории ледокола.

Иркутск. Депутат Анатолий Обухов представил фильм об истории ледокола «Ангара»

Фильм снят командой иркутских коммунистов во главе с депутатом Законодательного Собрания, первым секретарём Свердловского райкома партии Анатолием Обуховым и секретарём горкома по идеологии Евгением Тугариным, на канале которого в «Youtube» его и может посмотреть любой желающий.

Пароход-ледокол «Ангара» был спущен на воду в июле 1900 года и ныне является одним из старейших сохранившихся ледоколов в мире. В России это один из пяти существующих ледоколов дореволюционной постройки.

Напомним, в те годы шло строительство Транссибирской магистрали. Когда железная дорога «уткнулась» в Байкал, перед строителями встала сложная задача прокладки железнодорожного пути вдоль южного гористого берега озера. Строительство Кругобайкальской дороги затянулось на несколько лет и было завершено в 1906 году, а до того момента для перевозки вагонов с западного на восточный берег (из порта Байкал к станции Мысовая, ныне это город Бабушкин в Бурятии) использовался паром-ледокол «Байкал». «Ангара» выполняла при нём вспомогательные функции, помогая дробить толстые льды, а также перевозя пассажиров. К январю лёд на Байкале становился слишком прочным для работы ледоколов, и временные железнодорожные пути прокладывались прямо по нему, корабли же становились на «отдых».

После того, как строительство Кругобайкальской магистрали было завершено, «Ангара» более десяти лет пребывала в бездействии. Второй этап в жизни корабля связан с драматичными событиями Гражданской войны в Восточной Сибири.

В июле 1918 года Иркутск был взят белогвардейскими формированиями, но побережье Байкала оставалась в руках «красных». «Байкал» и «Ангара», к тому времени национализированные Советской властью и приспособленные для пассажирских перевозок, были включены в состав военной Байкальской флотилии. Они представляли собой серьёзную угрозу для продвигающихся вдоль побережья белогвардейских отрядов и войск интервентов (в лице чехословацкого корпуса): благодаря ледоколам красные десанты могли высаживаться в разных местах побережья, а также обстреливать войска противника с воды.

Генерал Гайда, командовавший Чехословацким корпусом, позже писал: «Переправе грозили несколько опасностей, прежде всего со стороны неприятельской флотилии, которая могла передвигаться в три раза быстрее, чем наши колёсные речные пароходики, тем более что они ещё и буксировали баржи. Винтовые пароходы большевиков были настоящими великанами по сравнению с нашими миниатюрными пароходиками и, заметив их, могли бы несколькими орудийными выстрелами потопить всю мою экспедицию».

Тем не менее, белые прорывались на восток. Их стратегической целью был разгром красных в Восточной Сибири и выход к Тихому океану, откуда к ним шла помощь от иностранных «друзей» – Японии, США и Англии.

В августе 1918 года состоялось Посольское сражение, в ходе которого красные войска в Восточной Сибири были разбиты и перешли к партизанской тактике. Ледокол «Байкал» сгорел, «Ангара» же отошла к восточному побережью Байкала, где красноармейцы сошли на берег и присоединились к отходящим на восток красным частям, а сам ледокол под управлением гражданской команды вернулся в село Лиственичное (ныне Листвянка) и сдался белым.

В январе 1920 года на борту «Ангары» развернулась трагедия. Отступавшие под ударами Красной армии и партизанских отрядов из Иркутска колчаковцы, погрузившись на ледокол, захватили с собой 31 заложника из иркутской тюрьмы – членов и сторонников эсеро-меньшевистского Политцентра, выступавших как против колчаковского режима, так и против красных. Арестованных по одному выводили на палубу, заставляли раздеться (под предлогом выдачи им нового белья), после чего били по голове деревянной колотушкой, которой скалывали с корпуса судна лёд, и выбрасывали за борт. Среди убитых был, в частности, отец будущего академика-историка А.П. Окладникова.

В последующие годы ледокол «Ангара», вернувшись в состав красной Байкальской флотилии, выполнял важную геополитическую миссию, одним своим присутствием на Байкале сдерживая планы японских милитаристов. Затем, в 30-40-х годах, его функции были более мирными: корабль обходил байкальские маяки, доставлял туда грузы, буксировал баржи с рыбой…

Как отметил в фильме Константин Пашков, научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея (отделом которого ныне является ледокол), сохраниться до наших дней «Ангаре» помогла пресная байкальская вода. В отличие от многих других ледоколов, век которых – например, знаменитого «Ермака» – укоротило именно то, что они бороздили солёные волны океанов, и морская вода просто «съела» их корпуса.

В 60-70-х годах ледокол использовался ДОСААФ как учебное судно и стоял в одном из заливов Иркутского водохранилища. В 1979 г. он занял своё нынешнее место в микрорайоне Солнечный, но прошли ещё годы, прежде чем по инициативе ВООПИиК и бывшего председателя Иркутского горисполкома Н.Ф. Салацкого ему был придан музейный статус.

После показа фильма состоялось обсуждение работы, а также рассказ Анатолия Обухова о тех эпизодах эпопеи ледокола «Ангара», которые в фильм не вошли по соображениям хронометража и по другим причинам. Участники мероприятия делились своими воспоминаниями, связанными с историей ледокола. При помощи карты Байкальского региона присутствующие получили наглядное представление о том, как проходила гражданская война в Восточной Сибири и боевые действия в акватории озера Байкал.

Анатолий Обухов планирует продолжить работу, связанную с историко-революционными событиями в нашей области. В марте 2022 года будет отмечаться 100-летие со дня гибели Нестора Каландаришвили – партизанского командира, анархиста, ставшего большевиком, имя которого носит улица в центре Иркутска. К этому времени намечено снять ещё один документальный фильм, посвящённый судьбе легендарного партизана, потомки которого и сегодня живут в нашем городе.

Павел ПЕТУХОВ
Обухов Анатолий, история, память, общество

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########