Новости KPRF.RU
"Мир! Труд! Май!". Призывы и лозунги ЦК КПРФ к Дню международной солидарности трудящихся 1 мая


Призывы и лозунги ЦК КПРФ к Дню международной солидарности трудящихся 1 мая. - Пролетарии ...

Задачи информационно-пропагандистской работы КПРФ в условиях современной гибридной войны


Выступление Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на XIII (январском) 2021 года Пленуме ...

Геннадий Зюганов: Байден впервые признал, в чем США проигрывают Китаю


В США, спустя целых два месяца правления, Джо Байден провел первую ...

Программа «Темы дня» 20:00 (21.04.2021) на телеканале «Красная Линия»


Представляем программу «Темы дня» на телеканале «Красная Линия» ...

Постковидная психотерапия, предвыборный спич или замах на начало «рузвельтовского курса»? Экспресс-анализ послания президента


Итак, президент выступил с давно ожидавшимся Посланием Федеральному Собранию. Оправдались ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
12 янв 15:32в области

Влияние литературно-художественных журналов на воспитание личности ребенка на примере детского периодического издания «Сибирячок»

Новая стадия информационного развития человеческой цивилизации в XXI веке влечет за собой глобальные изменения, имеющие как положительные, так и отрицательные моменты. Одна из негативных сторон этого процесса – изменения в традиционном образе жизни, культурный социально-психологический кризис человечества, превращающий его в общество потребления. Немаловажную роль в этом процессе сыграли СМИ. Они стали инструментом и проводником в формировании этой новой идеологии, стали его составной частью.

Влияние литературно-художественных журналов на воспитание личности ребенка на примере детского периодического издания «Сибирячок»

Их воздействие на человека начинается с раннего детства, когда закладывается духовность и культура -- основа общечеловеческих нравственных принципов. От того, как мы будем формировать это поколение и каким оно станет в итоге, зависит дальнейшая судьба человека. Поэтому журналистика для детей --важнейшая составляющая СМИ. На сегодняшний день первенство среди СМИ у подрастающего поколения принадлежит интернету, на втором месте телевидение. Современный ребенок практически с рождения погружен в информационную среду; еще не умеющий толком ходить, он уже владеют пультом от телевизора, а трехлетний отрок пользуется ай-падом или ай-фоном и «рубится» в компьютерные игры. Научные исследования обращают внимание на отрицательное влияние телевидения и интернета на развитие детей и их здоровье, физическое и психическое. Нас интересует лишь один из множества аспектов этого явления – воздействие СМИ на формирование личности маленького человека. Ребенок из-за несформировавшейся психикии неопытности не может критично оценить информацию, что приводит к бездумному ее поглощению и подмене исконных человеческих ценностей. Чтобы снизить пагубное влияние, родители должны предложить альтернативу в получении информации из периодических изданий. Во-первых, именно чтение учит ребенка думать, анализировать, развивать творческое начало, формирует его идентичность. Чтение расширяет кругозор и обогащает речь, развивает чувство языка и воображение. Во вторых, получая качественную информацию из детского периодического издания, ребенок формируется как личность в гражданском обществе --с высоким уровнем самосознания. Конечно, речь не идет о развлекательных журналах, обильно заполнившие рынок детской периодической печати, прилавки киосков и книжных магазинов, пропагандирующих ценности потребительского общества и гламур, где чтение заменено пустыми непрекращающимися развлечениями. Такие журналы не только не приучают размышлять, но и отрицательно влияют на ребенка.

В качестве серьезного источника информации выступают в первую очередь литературно-художественные журналы и журналы познавательной направленности.

Большинство родителей, как правило, заботятся о раннем интеллектуальном развитии своего чада. Современные родители, продвинутые в информационных технологиях и подсаженные на Интернете, делают свой выбор в пользу не бумажных носителей, а электронных. Это способствовало появлению сетевых литературно-художественных журналов для юных читателей и преподнесение информации в технологичной и мультимедийной форме (мы не говорим об отсканированных печатных журналах). Нагрузка на зрение влечет психическое перенапряжение (напрягая глаза ребенок напрягается сам), стесненное положение рабочей позы за компьютером говорит отнюдь не в пользу электронных носителей. Также исследователи заметили, что за счет отвлечения игровыми и анимационными элементами и другими средствами мультимедиа снижается концентрация внимания на повествование, и это в свою очередь снижает уровень запоминания. Да и электронный текст никогда не сравнится с живым словом, которое учит ребенка думать, анализировать, развивают творческое начало. Малыш особенно нуждается в тактильных ощущениях - через осязание он познает мир. Разве компьютерные технологии могут заменить ребенку прикосновения к журналу, перелистывание страниц, запах бумаги и краски - осознание через предмет и его свойства окружающую действительность? Также прикасаясь к чему-либо кончиками пальцев, мы запускаем сложнейший механизм, в котором напрямую участвует кора больших полушарий головного мозга.

Родители нынешнего подрастающего поколения зачастую не подозревают, что литературно-художественные журналы можно использовать для полноценного развития ребенка, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Особое место занимает национально-региональное образование в социализации ребенка. Местные региональные и городские СМИ приобретают решающее значение в процессе воздействия на юного читателя и формирование его общественного мнения, качества характера, мышления, духовного мира прежде всего через воспитание у ребенка любви к своему дому, улице, городу и бережного отношения к природе родного края. Исследователи утверждают, что именно местные печатные органы могут особенно успешно учитывать специфику аудитории и – действуя точечно – наиболее полно реализовать основные функции журналистики.

В данном случае мы будем рассматривать региональный литературно-художественный журнал «Сибирячок», который стал визитной карточкой Иркутской области, реализуя в себе функцию сохранения исторического наследия, этнографии и развития культурных традиций нашего края.

Несмотря на постоянные предсказания о постепенном исчезновении журналов и газет с полок российской печати, издателю «Сибирячка» еще удается сохранить свои позиции и интерес к культуре чтения. Хотя с момента основания тираж значительно снизился, с 2012 года показатели стабильны (4000 экз.), что говорит об устоявшейся читательской аудитории. О детском литературно-художественном журнале «Сибирячок» слышали даже те, кто никогда не читал его. Это единственный иркутский журнал, который можно встретить в киосках периодической печати нашего города, хотя это не означает, что других не существует. Это единственный детский литературно-художественный журнал, выпускаемый в Иркутской области, да и в Сибири. «Сибирячок» продолжает традицию качественного детского чтения, начало которого заложил просветитель и педагог Николай Иванович Новиков, издававший в 1785 г. первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», когда просветительская и воспитательная функция журнала была определяющей.

История журнала начинается в 1987-1989 годах, когда было выпущено два литературно-художественных детских альманаха «Сибирячок». После успеха альманаха было принято решение о выпуске журнала, первый номер которого вышел в мае 1992 года. Учредителями «Сибирячка» были Восточно-Сибирское книжное издательство и Мининформпечати РФ. С 1993 года учредителем «Сибирячка» является комитет по культуре администрации Иркутской области (Министерства культуры и архивов Иркутской области). Бюджетное учреждение культуры стало главной опорой журнала в трудные времена. Благодаря этому же фактору в издании отсутствует реклама, что позволяет оградить малыша от вербального внушения.

Главный герой и символ журнала Сибирячок – обаятельный мальчишка, появившийся из скорлупы кедрового орешка: воплощение лучших душевных качеств человека – чистоты и естественности. Персонаж был придуман и воплощен в художественном образе поэтом и писателем Марком Сергеевым, художником Александром Муравьевым и редактором Светланой Асламовой. Любознательный маленький человечек, друг юного читателя встречает его с первой страницы журнала, с первой буквы логотипа издания и путешествует вместе с ним в увлекательный мир познания.

Журнал создан и создаётся в коллективном творчестве, как писателей, поэтов, так и художников и ученых. Выпуск каждого номера журнала – уникален, как в форме, так и в содержании.

На высочайшем уровне полиграфическое качество и художественное оформление журнала. Каждая иллюстрация в журнале тщательно отбирается главным художником А.М. Муравьевым (народный художник России), который удивительно тонко знает детскую душу и сам не раз говорит, что в душе художника должен жить ребенок. Он создает единую концепцию образа журнала. Под его эгидой рисуют профессиональные художники Сергей Элоян, Николай Домашенко, Александр Самарин и сын его Арсений, Тихон Муравьев, Юлия Ружникова, Яна Лисицына, Раиса Бардина и др.

В отличие от развлекательных журналов с телевизионным лицом, с изображением комиксов и героев популярных, в основном зарубежных, мультфильмов, все иллюстрации и картинки «Сибирячка» отличаются авторской манерой исполнения, особенностью и независимостью художественного образа, обилием красок; цвета, как правило, чистые, локальные, без безумных кислотных расцветок.

Сейчас, когда российский рынок наполнен некачественной детской печатной и визуальной продукцией, особенно важно воспитать у ребенка художественный вкус. Иллюстрации «Сибирячка» - это первые произведения искусства, с которыми ребенок знакомится. В них запечатлены природа Байкала и его обитателей, местный колорит, образы малой родины. Они вызывают определенный эмоциональный отклик на художественное произведение, эстетические чувства, дают простор воображению, побуждая к собственному творчеству. Недаром в журнале вместе с мастерами-профессионалами представлены рисунки детей, отобранные в конкурсах.

Изобразительное начало как элемент структуры издания – в гармонии и единстве с его содержанием. Очень важно привить хороший вкус не только к зрительному образу, но и к чтению качественной литературы.

Известно, что художественная литература с раннего детства входит в эмоционально-чувственный мир ребенка и оказывает колоссальное влияние. Сначала рифмованные считалки, стихотворения, затем вливается проза, побуждая маленького читателя к формированию мыслей и превращая его в личность.

Материалы журнала рассчитаны на детей 5-12 лет, в период, когда ребенок направлен на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, на социализацию в обществе. Поэтому содержание журнала детально планируется. Подборка произведений на страницах каждого номера своеобразна и неповторяема, с авторской позицией и мировоззрением. Моральные уроки ребенок осваивает через сказочные персонажи, незатейливые стихи, героев рассказов классиков русской и зарубежной литературы. Основная идея – тема малой родины доносится до читателей через региональную литературу: сибирский фольклор во всех его жанрах и лучшие произведения известных сибирских писателей и молодых авторов. Приведем пример лишь малую долю имен тех, чье творчество пробуждало и пробуждает любовь к родному краю, к природе и людях. Это творческая группа, стоявшая у истоков создания журнала: Марк Сергеев, Юрий Черных, Геннадий Михасенко, Валентин Распутин и новые сотрудники, которые продолжают традиции детского литературно-художественного издания Сибири: Геннадий Машкин, Леонид Бородин, Василий Стародумов, сказочники Анатолий Горбунов и Михаил Трофимов, писатель и эколог Семён Устинов, Георгий Граубин, Николай Ярославцев, Валерий Хайрюзов, Елена Анохна и многие другие.

Хотя журнал «Сибирячок» предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитатели, педагоги и родители отмечают, что им самим интересен художественно-литературный и обширный познавательный материал из разных областей знаний: истории, языкознания, краеведения, этнографии, географии, где особую роль занимает тема природы (озера Байкала), бережное отношение к родному краю и окружающей среде.

Содержание журнала на 80% посвящено региональной тематике. Краеведческие материалы адаптированы для детского чтения, поэтому преподносятся в игровой форме сказочными персонажами: это Леший Кеша, отвечающий за тайгу, боцман Сарма, рассказывающий о реках и озерах, шутник Анти Ох и его помощница Натка Облатка, робот Урсик, который рассказывал детям о космосе и технических установках. Они проводники и друзья юным читателям в путешествии по стране знаний.

Самые известные рубрики журнала: «Детское чтение», «Родное слово», «Беседа о главном», «Славные в Сибири имена», «Юбилей писателя», «Пенаты» (рассказы о малой родине знаменитых людей), «Сказка Сибирячка», «Сибирячок-малышок», «Красочный мир», «Две культуры – один мир», «Театр и дети», «Проба пера», «Мастерская Сибирячка», «Таёжкины истории», «Рассказы лешего Кеши», «Календарь Сибирячка», «Затеи Сибирячка», «Творчество детей» и др. Интересны тематические и специальные выпуски «Сибирячка», посвящённые знаменательным событиям и историческим датам.

Новаторская творческая разработка журнала – тематическая вкладка к каждому номеру: серия карт Сибирячка «Мир дикой природы» (например, «Животные Байкала», «Ушканьи острова на Байкале», «Птицы Байкала», «Зимующие птицы Восточной Сибири», «Рыбы Байкала», «Первоцветы Байкала», «Пернатые жители зимнего леса», «Живые цветы Байкала», «Млекопитающие Восточной Сибири», «Дикорастущие ягоды Сибири»), «Детские писатели Сибири» и др. Как показала практика, у детей особый интерес вызывают иллюстрированные рассказы о животных, птицах, рыбах, цветах, бабочках Байкала.

Для применения полученных знаний на практике журнал предлагает занимательные развивающие игры, конкурсы, задания и упражнения (викторины, тесты, загадки, ребусы, кроссворды).

Специфика детского издания предполагают контакт с аудиторией. «Сибирячок» позволяет юным читателям почувствовать себя сопричастными к созданию журнала, и они имеют возможность быть опубликованными в нем, проявив себя и свой талант через детские конкурсы литературного и художественного творчества. Редакция журнала осуществляет активное взаимодействие с читателями с помощью анкетирования и опросов для выявления их интересов и потребностей.

На этом издании выросло не одно поколение детей. Только вот восприятия детского журнала детей прошлого столетия и нынешнего подрастающего поколения существенно отличаются. У ребенка, рожденного в 80-90 годы прошлого столетия «Сибирячок» ассоциируется с нетерпеливым ожиданием каждого номера, с чтением «до дыр», которое было удовольствием, отдыхом и развлечением. Для нынешних детей чтение заменено телевиденьем и компьютерной реальностью. Неосмысленное поглощение информации с экранов телевизоров, компьютерных мониторов, создание стереотипов массового потребления – все это подрывает индивидуальность ребенка и загоняет наше общество в социально-культурный кризис, проявляющийся в обесценивании духовных ценностей, потери культурной идентификации (самоощущение человека внутри конкретной культуры), недостаточным вниманием к традициям, отечественной истории и истории родного края. Нарастание проблемы детского чтения только ухудшает ситуацию. Много лет назад Дени Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

В чем же тогда состоит задача детских журналов, и в первую очередь литературно-художественных? Стать ступенькой, мостиком по возвращению чтения, по формированию качественных ценностных ориентиров. Эту задачу в какой-то мере выполняет «Сибирячок», возрождая притупленную в обществе потребления потребность в знании и общении с прекрасным, в духовном обогащении.

Естественно, эта задача должна выполняться совместно с родителями. Исчезновение семейного чтения – еще одна причина утраты интереса к чтению, включая и чтение журналов. Именно родители формируют читательский интерес. Читая, родители комментируют содержание и иллюстрации, картинки, проецируя на реальную жизнь, развивая память и воображение, без которого нет прогресса. Диалог и обсуждение, происходящий во время чтения с ребенком помогает формировать навык умения учиться. Как заметил литературный редактор журнала «Сибирячок» Е.Ю. Пастухова, большинству современных родителей, занятых бесконечными делами, проще купить «Человека-паука» с яркими картинками и с сомнительными стандартами морали, чем качественный продукт и работать с ним. Но научно-технический прогресс не остановишь, поэтому родители должны научиться брать ответственность за духовную пищу своего ребенка, найти способ уделить ему время на воспитание лучших качеств, которые помогут ему сформироваться как личности.

В общем и целом главный литературно-художественный журнал Сибири находится не в таком плачевном состоянии, как может показаться на первый взгляд и что бы там ни говорили в интернет пространстве. У него есть своя постоянная аудиторий, в последнее годы даже прослеживается тенденция роста интереса к журналу со стороны родителей, родившиеся в 80-90 годы; они смело обращаются к проверенному журналу своего детства. «Сибирячок» продолжает традиции литературно-художественного журнала и выступает охранитель культурного пространства родного края.

Родители, которые предпочтут журнал «Сибирячок» бессмысленной многочисленной низкопробной детской прессе, не несущей никакой смысловой нагрузки, несомненно помогут развить в своих детях вкус к истинным ценностям эстетического восприятия произведений искусства (литературы и живописи), сформировать верные морально-нравственные ценности и социализировать ребенка в обществе. Возможно, решением этой проблемы мы решим другую – выход из социально-культурного кризиса России.

Анна ЗАЙКОВА, магистрант факультета филологии и журналистики ИГУ
Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»
дети, пресса, культура

1 не понравилось

В этой области  просто необходимо развивать это направление,искать авторов и выпускать больше  интересных и добрых книжек для детей

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########