Новости KPRF.RU
Д.Г. Новиков: История в документах времени


О сборнике работ Г.А. Зюганова. Человеку мыслящему свойственно оценивать пройденный путь, ...

Рассвет ТВ. Леонид Калашников. Продолжаем развивать и укреплять российско-китайское сотрудничество!


В ближайшее время в Тольятти будет окончательно достроен и сдан в эксплуатацию мост через ...

Геннадий Зюганов в интервью телеканалу «Россия 24»: Победа Трампа даст передышку России


Если Дональд Трамп победит на выборах президента США, у России будет некоторая передышка, ...

Юрий Афонин: Восстановление в «Артеке» величественного памятника Ленину станет знаковым событием


О том, что памятник Ленину будет восстановлен, заявил заместитель председателя ...

Сергей Обухов – «Красной линии»: «Партия власти навязывает обществу нетрадиционные извращения в форме электронного голосования»


Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук, депутат Госдумы РФ от ...

Архивы публикаций
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

«Знания, как и небеса, принадлежат всем». Выступление О.Н. Смолина с трибуны Госдумы

1 февраля с трибуны Госдумы выступил депутат от КПРФ О.Н. Смолин.

«Знания, как и небеса, принадлежат всем». Выступление О.Н. Смолина с трибуны Госдумы

- Вчера руководством фракции Компартии во главе с Геннадием Зюгановым и кандидатом в президенты Николаем Харитоновым была представлена очередная версия Стратегии развития образования в виде проекта закона об образовании для всех, в течение всей жизни.

Вот некоторые идеи. Геополитическое положение нашей страны сейчас едва ли не сложнее, чем у Советского Союза в 30-х годах прошлого века, когда Иосиф Сталин заявил: если не совершим ускоренной индустриализации, нас сомнут.

И сейчас нам необходима новая индустриализация, которая предполагает интеграцию науки, образования и производства, а значит, она невозможна без новой образовательной политики.

Тогда же в 30-х возник знаменитый лозунг «Кадры решают всё». И сейчас три четверти руководителей госпредприятий, бизнесменов утверждают, что главная проблема даже не деньги, а кадры.

Чтобы обеспечить кадрами новую экономику, в 30-х было открыто 25 тысяч новых школ, а за 10 лет после Великой войны, ещё 20 тысяч открыты или воссозданы, однако в послесоветское время школы закрывались, их число сократилось на 30 тысяч, прежде всего, на селе.

Наш законопроект предполагает, что ликвидация или реорганизация школ и садиков на селе будут возможна только с согласия схода граждан. Кстати, коллеги, приношу извинения за ошибку, допущенную мною в полемике с уважаемой Алёной Игоревной Аршиновой. Тогда я сказал, что в послесоветское время закрылись 40 тысяч садиков, увы, ошибся, на самом деле количество садиков сократилось на 54 тысячи. Действительно ничего подобного в советский период мы не могли себе даже и представить.

Нам не хватает для экономического прорыва, прежде всего, высококвалифицированных рабочих, инженеров, а также педагогов и медиков. Казалось бы, рабочих должен быть избыток, ведь после 9 класса 60 процентов всех ребят идут не в старшую школу, но в систему профобразования, такого не было никогда. Но не тут-то было: специальности квалифицированных рабочих выбирают только 16 процентов студентов СПО, а остальные через программы специалистов среднего звена, ориентируются всё на те же самые вузы.

При этом грубейшим образом нарушается Конституция России. Она гарантирует всем общедоступное бесплатное среднее профобразование. Но уже 43 процента всех ребят учатся в СПО на платной основе. И власть делает вид, будто этого не замечает. Мы требуем соблюдения Конституции.

Большинство девятиклассников не идут в старшую школу во многом потому, что не хотят сдавать ЕГЭ. Законопроект предлагает вернуть ЕГЭ в добровольный режим.

Недавно я посмотрел задания ЕГЭ по гуманитарным предметам. Как доктор философских наук и академик Государственной Академии образования утверждаю - к настоящему гуманитарному образованию это отношения не имеет. Например, в ЕГЭ по литературе теперь появилось маленькое сочинение. Это лучшее, что в нём есть, но в совершенно изуродованном виде. Если вы в сочинении написали меньше 200 слов, ноль баллов, но если больше 350 слов, рискуете получить всё тот же ноль.

Оказывается, талант теперь заключается в том, чтобы считать слова. Это называется литературой? Мы посчитали, сколько слов в знаменитом стихотворении Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», которое вызвало восторг Державина. Оказалось, 865. Пушкин имел бы все шансы провалить ЕГЭ по литературе.

Наш законопроект требует, чтобы даже те, кто выберут ЕГЭ, а не классический экзамен, сдавали его полностью или частично в устной форме. Надо учить детей говорить, а главное – думать.

В своё время наши заклятые партнёры отмечали высокий уровень образования граждан СССР как главное конкурентное преимущество нашей страны. Михаил Задорнов использовал выражение «тупые американцы» именно в сравнении с теми, кто получал советское образование.

Но вот вам данные социологов. 35 процентов молодых граждан убеждены, что Солнце – это спутник Земли. Десять лет назад их было 28 процентов. 30 процентов думают, что гены содержат только генномодифицированные растения, а остальные благополучно без генов обходятся. Исторические познания и того хуже. Молодёжь не знает наших союзников и противников в Первой и Второй мировых войнах за исключением Гитлера. Более половины не имеют представления об одном из ключевых событий XX века, которое теперь официально называется Великая российская революция.

Они думают, что, в частности, царя свергли большевики. На самом деле Февральская революция началась с протестов женщин, а Ленин незадолго до этого писал: возможно, современное поколение революционеров революции уже не увидят.

Можно сказать, что в России происходит ликвидация грамотности. Два слова о высшем образовании. В этом зале мы регулярно слышим, какие замечательные университеты были у нас до советской власти. И, правда, были – 72 на 150 миллионов человек. К 1940 году их стало 481. Если бы в 30-е не открыли 400 вузов, равно и 25 тысяч школ, вполне возможно, проиграли бы Великую войну.

Сейчас вузов у нас больше, 717, но при этом 52 процента студентов учатся на собственные, а не на бюджетные деньги. Мы предлагаем увеличивать долю бюджетных студентов.

В этом зале проводились большие парламентские слушания по так называемой Болонской системе, причём большинство говорили о преимуществах нашей российско-советской системы высшего образования.

В соответствии с Посланием президента мы считаем необходимым, не дожидаясь результатов эксперимента, как можно быстрее переводить подготовку студентов на специалитет. Прежде всего, это касается инженеров и педагогов. Врачи, слава богу, принудительному «оболониванию», чтобы не сказать оболваниванию, не поддались.

Напомню еще раз, бакалавр технических наук получает в полтора раза меньше фундаментальной подготовки, чем специалист. Он может быть пользователем чужих конструкторских разработок, но нам нужны именно конструкторы. Времени дожидаться результатов эксперимента у нас нет.

Теперь о кадрах педагогических. С точки зрения повышения их реального статуса, увы, Год педагога и наставника не состоялся. В пересчёте на реальную нагрузку заработная плата их продолжала снижаться. При средней нагрузке 1,8 ставки, по данным Высшей школы экономики, 40 процентов всех педагогов экономят на всём, кроме еды. В переводе на русский язык – это бедность.

По данным профсоюза «Учитель», базовая ставка почти в половине регионов ниже половины минимального размера оплаты труда. Выше минималки только в трёх регионах, при том, что все мы в этом зале единогласно в 2019 году голосовали за то, чтобы базовый оклад педагогического работника был не ниже 70 процентов средней заработной платы, не от минималки, а от средней по региону, и эта норма есть в нашем законопроекте.

Равно как и другое положение, средняя зарплата педагогических работников при работе на одну ставку должна быть выше средней по региону и по стране. В этом смысле наш законопроект полностью соответствует поручению, которое президент дал правительству 27 декабря на Государственном Совете, мы на этом настаивали ещё в 2011 году.

И про деньги. Коллеги, Россия в 2012 году занимала 98 место по доле расходов на образование от валового внутреннего продукта. В 2018 – 120, в 2020, соответственно, 84. Разве это достойно великой страны с великой культурой?

Мы предлагаем поэтапно, подчеркиваем, повышать расходы на образование, примерно вдвое, до 7 процентов от валового внутреннего продукта. При меньших процентах ни одна страна в мире не провела успешной модернизации и не добилась экономического прорыва.

Знаменитая формула гласит: знания, как и небеса, принадлежат всем. Но дело не только в гуманистических принципах, дело в том, что для современной России новая образовательная политика является фактором и национальной безопасности, и технологического, и культурного суверенитета. Давайте будем двигаться в этом направлении.

Источник: «КПРФ.ру»
Госдума, образование

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########