Новости KPRF.RU
Честная избирательная система - гарантия безопасности и общественного прогресса!


В России завершилась избирательная кампания 2024 года. 6-8 сентября жители 83 регионов ...

Алтайский край. М.Н. Прусакова встретилась с трудовым коллективом предприятия «Кулундаконсервмолоко»


11 октября депутат Госдумы, первый секретарь Алтайского крайкома КПРФ Мария Прусакова по ...

130-й гуманитарный конвой от КПРФ для фронта и Победы


11 октября на Донбасс, а также в приграничные регионы России (в Курскую и Белгородскую ...

В.И. Кашин выступил на выездном заседании Совета Госдумы на тему «Развитие сельскохозяйственного машиностроения в Российской Федерации»


10 октября в подмосковном Красногорске заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель ...

Дмитрий Новиков на Первом канале о фашизме, порождаемом капитализмом, и о социализме, дающем спасение от «коричневой чумы»


Фашизм был и остаётся орудием финансового капитала. Олигархия использует его для ...

Архивы публикаций
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Может ли школа быть вне политики?

Может ли школа быть вне политики? Это принципиальный и, я бы сказал, судьбоносный вопрос для системы образования и воспитания подрастающего поколения. В.И. Ленин, выступая на I-м Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 28 августа 1918 года, говорил: «Мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики – это ложь и лицемерие».Чем более культурно было буржуазное государство, тем более утонченно оно лгало, утверждая, что школа может стоять вне политики и служить обществу в целом. На самом деле, школа была целиком превращена в орудие классового господства буржуазии, она имела цель дать капиталистам услужливых холопов и толковых рабочих. (В.И. Ленин, соч., 5 издание, т. 37, стр. 76-77).

Может ли школа быть вне политики?


В ходе революционной борьбы большинство трудящихся поняли, что знания являются орудием в их борьбе за освобождение, что их неудачи объясняются недостатком образования и что от них самих зависит сделать просвещение доступным всем. Обо всем этом говорил В.И. Ленин на I-м всероссийском съезде работников просвещения. Вопросы образования для после революционной России были жизненно важными. Более 80 % рабочих и крестьян России были совершенно безграмотны, не умели читать и писать. По всей стране начали создаваться ликбезы, где все взрослое население и дети учились читать и писать. К началу 30-х годов XX века задача ликвидации полной безграмотности была выполнена. В стране вводится всеобщее обязательное начальное образование. В конце 1933 года более 90% населения страны получило начальное образование. А в стране уже вводится всеобщее обязательное и бесплатное 7-летнее образование. Одновременно открываются средние общеобразовательные школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения (техникумы, училища, институты, университеты).

По всей стране, в каждом селе, рабочем поселке, ауле, улусе (не говоря о городах) строились здания начальных, 7-летних, средних школ, техникумов, вузов. Все их надо было обеспечить необходимым оборудованием, учебными наглядными пособиями, кадрами учителей, преподавателей, ученых. Обучение на всех ступенях образования было полностью бесплатным. Более того, студентов училищ, техникумов, вузов обеспечивали бесплатным жильем в общежитиях и стипендией. Все это делалось в экономически отсталой стране, находящейся в условиях окружения врожденных капиталистических государств, которые открыто готовились к войне с целью уничтожения первого в мире рабоче-крестьянского, социалистического государства.

В 1931 году И.В. Сталин, выступая на хозяйственном активе, сказал: «Мы отстали от западных передовых западных стран на 100 лет. В течение 10 лет мы должны их догнать. Иначе нас сомнут». Уму непостижимо, как могла нация и лапотная Россия в лице СССР за 10 лет успешно провести индустриализацию (построить более 9 тысяч передовых современных предприятий, создав новые отрасли, о которых в России только мечтали), создать в деревне тысячи колхозов и совхозов, обеспечив их современной техникой, агротехникой, полностью решив продовольственную проблему, провести культурную революцию во всём её многообразии. Из тёмного и безграмотного населения сделать самое читающее в мире население, имеющее всеобщее обязательное, бесплатное, среднее образование, создать передовую в мире науку и культуру и первым в мире запустить искусственный спутник земли и отправить в космос первого космонавта. Такого невозможно представить в самой безграничной фантазии.

Оказалось, что это возможно, если в стране ликвидировать частную собственность на орудия и средства производства и установить социалистические производственные отношения. Когда хозяином в стране в стране стала не куча упырей-капиталистов, а сами трудящиеся, рабочие и крестьяне, трудовая интеллигенция, то национальные богатства страны перестали разворовываться и были отданы в распоряжение и на благо тех людей, которые создают эти богатства. Такое государство у нас было создано, оно успешно более 70 лет развивалась до тех пор, пока высший эшелон власти не оказался в руках лжекоммунистов, предателей социалистического государства в лице Горбачёва, Ельцина и их команды. С чего его же они начали разрушать нашу социалистическую Родину? В том числе и с разрушения Советской системы образования.

Были разработаны и приняты новая Ельцинская конституция и закон об образовании, в которых было сказано, что в государстве не должно быть единой идеологии и что школа должна быть вне политики. Таким образом, была отвергнута идеология социальной справедливости, а школа оказалась как бы вынесена за рамки политических процессов. Но если это так, то почему правящая партия и правящий класс в период выборов (а они у нас проходят ежегодно) превращают школы в центр политической борьбы? Там размещаются избирательные участки, там формируются отряды учительских бойцов для проведения выборов, которые обязываются агитировать за партию «Единая Россия» и против кандидатов оппозиционных партий. И горе тем учителям, которые не обеспечат победу на выборах «Единой России».

Так и хочется спросить: «Если вы школу объявили вне политики, то почему увольняют с работы директоров школ, если они не обеспечили на своих избирательных участках победу правящей партии, или за то, что они пошли в депутаты от оппозиционной партии? Почему педагогические коллективы принуждают заниматься агитационной работой с родителями и жителями своих районов?» Невольно вспоминаются слова В.И. Ленина: «Что школа вне политики – это ложь и лицемерие».

Лживо и лицемерно утверждение буржуазного правительства России о том, что школа должна быть вне политики. А вот большевики во главе с Лениным считали, что школа не может быть вне политики. Школа вместе со всей страной должна принимать участие в социалистическом строительстве. Она должна готовить квалифицированных рабочих, техников инженеров и будущих ученых, учителей, врачей и т.д. для вновь создаваемых промышленных предприятий, колхозов, совхозов, для медицинских учреждений, создаваемых в населенных пунктах по всей стране, для всех учебных заведений во всех уголках нашей великой Родины. Этим объясняется та огромная созидательная работа Советского правительства по формированию системы образования, которая была признана лучшей в мире. Без создания такой системы образования невозможны были ни индустриализация, ни коллективизация, ни культурная революция.

Но советская школа должна была давать детям не только определенную сумму знаний, умений и навыков, она должна была готовить сознательных и активных строителей социализма, патриотов и борцов за социальное равенство и справедливое общество.

К началу Великой Отечественной войны в Советском государстве было подготовлено поколение грамотных, всесторонне развитых патриотов страны социализма и Советской власти, перенесших на своих плечах все тяготы войны. Победив в тяжелейшей войне, они спасли не только свой народ, но и всё человечество от коричневой чумы.

Что же можно сказать о политике в области образования буржуазного государства, пришедшего на смену Советской власти и отделившего школу от политики, от жизни в стране? На смену Советской власти? Они отказались от общественной собственности на средства производства и объявили господствующей частную собственность. Уничтожив социалистические производственные отношения, они провозгласили господство частного капитала. Получение прибыли и обогащение небольшой кучки капиталистов стало главной целью буржуазного правительства. Более 80 % национального богатства страны оказалось в руках более 200 семей олигархов.

Разорив и распродав более 70 тысяч промышленных предприятий, более 20 тысяч колхозов и совхозов, превратив природные богатства страны в источники своего обогащения, они начали разорять социальную сферу. Сократив до минимума её финансирование, они посадили на полуголодное существование сферу образования, медицину, культуру и т.д. Вместо крайне необходимых 7%, им стали выделяться 3% ВВП. Резко упала зарплата учителей, перестали выделяться в требуемом объеме средства на пополнение и обновление учебной и материальной базы, на текущие и капитальные ремонты, на питание детей, которое стало платным. На платную основу была переведена внеклассная работа. Для занятий в кружках, секциях, клубах и т. д. надо платить немалые деньги. В вузах и техникумах обучение стало платным, причём оплата настолько велика, что многим талантливым детям она стала недоступна. В общеобразовательных школах стало широко распространяться репетиторство, естественно на платной основе. С родителей стали собирать деньги на текущий ремонт классов и школы, на приобретение учебных и наглядных пособий. Таким образом, образование в стране становится платным.
Но получаемых средств от экономии на народном образовании новоявленным капиталистам и чиновникам показалось мало. Они решили ввести оптимизацию в сферу образования, медицины и т. д. Прежде всего зарплату учителей в малокомплектных классах поставили в зависимости от количества учеников в классе. В итоге зарплата учителей в сельских школах стала нищенской. Учителя стали уезжать из села, а сельские школы в массовом беспорядке начали закрываться. Село без школы существовать не может. За годы буржуазных реформ в России исчезло более 35 тысяч сёл и деревень. Более того, по данным счётной палаты правительственная комиссия принимает решение сократить количество моногородов в России с 321 до 170 единиц, то есть почти половину из них обречь на полное уничтожение. Это стало возможным потому, что большинство предприятий, в том числе и градообразующих, обанкрочено, а рабочие выброшены на улицу. Населения этих городов стало разъезжаться. Теперь пришла очередь оптимизировать, закрывать школы. В общей сложности по стране закрыли более 40 тысяч школ.

Но и этого буржуазным реформаторам показалось мало. При Советской власти школа обязана была не только учить, но и воспитывать детей, она отвечала за качество знаний детей, за воспитание их гражданских позиций и убеждений, за их моральный и нравственный уровень, за сохранение их здоровья и уровень физического развития. Новые власти решили отменить все эти, с их точки зрения, излишества. Они объявили школу местом, где детям обязаны давать образовательные услуги. А всякие услуги, по законам капитала, должны оплачиваться. Таким образом, школа вполне официально была переведена на платную, рыночную основу. Воспитательная работа отделена от учебного процесса. Школа теперь должна готовить не патриотов своей страны, не дворцов и созидателей, а, как сказал бывший министр образования, ныне советник президента по вопросам образования Фурсенко, цивилизованных потребителей. И какой же мы имеем итог в результате новой, буржуазной системы образования и воспитания? Одна из этих учительниц провинциальной школы пишет о том, что наши дети не любят свою страну. Более того, они уверены, что по окончанию школы нужно уехать из неё, потому что здесь, как им кажется, они не смогут себя реализовать, найти хорошую работу и, в конце концов, дожить до пенсии.

Надо ли удивляться тому, что, по данным социологических опросов. Около 53% молодых людей в возрасте с 18 до 24 лет планируют уехать из страны за границу.

Надо ли удивляться тому, что отказ от воспитания через коллектив в ликвидированных пионерских и комсомольских организациях, отказ от советской системы воспитательной работы и переход на воспитание цивилизованных потребителей привели к духовному разложению и одичанию. Мы уже не удивляемся тому, что наши ученики приходят в школу, техникумы с оружием и расстреливает учителей и учеников и т. д.

Таким образом, тезис В.И.Ленина о том, что школа не может быть вне жизни страны, вне политики, включали школу в единый процесс созидания и преобразования страны. В едином порыве со всей страной школа получила в своем развитии мощный импульс, достигнув невиданных результатов в своём развитии.

Отделение школы от политики, от жизни общества обрекло её на затухание, разложение и погибель. В деятельности школы хорошо просматривается её классовая суть. Советская школа служила интересам трудящихся слоев населения: рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции. Школа в социалистическом обществе призвана воспитывать патриотов, творцов, созидателей. В буржуазном обществе школа обязана готовить цивилизованных потребителей, покорных и расторопных слуг и исполнителей воли частных собственников, иначе говоря, рабов капитала.

В.И. САФРОНОВ, Заслуженный учитель РФ, г. Шелехов
образование, капитализм, социализм, Ленин

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########