Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков на Первом канале рассказал, в чём состоит отличие патриотов России от «катакомбных» коллаборантов и выразил отношение к философу Ильину - симпатизанту Муссолини и Гитлера


Патриотов среди публичных фигур в России становится всё больше. Чтобы эта тенденция ...

Дмитрий Новиков на Первом канале о новой фазе войны Запада против России и неготовности Европы выйти из-под влияния США


Европейские элиты напоминают раба, который, по меткой оценке Ленина, смакует своё рабское ...

К.К. Тайсаев посетил посольство КНДР


26 апреля 2024 г., координатор депутатской группы дружбы с Парламентом КНДР, Первый ...

Владимир Кашин выступил на заседании Совета законодателей по вопросу реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»


26 апреля Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета по аграрным вопросам, ...

Санкт-Петербург. Н.М. Харитонов принял участие в заседании Совета законодателей


Мероприятие прошло 26 апреля в Санкт-Петербурге. В повестке дня – актуальные ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Г. Сурдин. Капиталистическая эксплуатация творческих работников на современном этапе

В ХХI веке все большее значение приобретает творческий компонент в составе материального и нематериального производства, на капиталистическом рынке появился мощный сегмент подобного рода товаров, работ и услуг, где для их производства нужны творческие решения работников.

Г. Сурдин. Капиталистическая эксплуатация творческих работников на современном этапе

В связи с увеличением производительных сил общества, усложнением общественных отношений, переходу к новому технологическому укладу, автоматизации производства особую ценность приобрели работники творческого труда. Сегодня даже индивидуальная творческая деятельность способна создавать общественное богатство, сопоставимое по своему масштабу и влиянию с деятельностью целых корпораций [2]. Поэтому предметные условия труда ныне перестают играть роль безусловно доминирующего фактора общественного производства. Появилось такое явление, как креативная корпорация, которая получает капитализацию путем влияния на рынок и присвоения результатов интеллектуального труда. Капитал все активнее стал эксплуатировать творческую деятельность человека, однако механизм этой эксплуатации не понятен до конца.

В каких же сферах современного общественного производства работники творческого труда начинают играть ведущую роль? Традиционно сюда относят науку, образование, воспитание, здравоохранение, искусство, АйТи-технологии, технические разработки, масс-медиа сферу и шоу-бизнес. Можно также отнести и разросшуюся сферу по управлению (коммерческому, государственному, муниципальному). В сфере финансов, маркетинга, юриспруденции, журналистики, пропаганды, профессионального спорта, предпринимательства также господствует труд людей, принимающих творческие решения. Следует отметить важную тенденцию: творческий труд, в том числе предпринимательский, все более отделяется от капиталиста-собственника, последний все более пользуется услугами наемных управляющих. Кроме того, наблюдается мощный рост творческого компонента в сфере услуг. Даже деятельность обычного продавца в бутике сегодня трудно представить без творческого решения, без которого невозможно эффективно «навязать» товар в условиях торговой конкуренции.

Интеллектуальный компонент такого труда различен: безусловно, деятельность ученого отличается от деятельности того же продавца в торговой точке. Часть творческих работников, интеллектуальная составляющая которых высока, часто называют интеллигенцией. В иных сферах важную составляющую могут приобретать другие творческие качества. Ученые стали даже выделять креатосферу – сферу производства, где ключевую роль играет творчество как фактор получение новых знаний и применение на основе их технологических решений.

Мы все знаем классическую схему эксплуатации индустриального работника. Но так ли происходит эксплуатация работника творческой сферы? В этой связи важно поставить необходимые вопросы и дать на них ответы.

Что есть результат творческого труда? Творчество в широком смысле представляет процесс деятельности, создающий качественно новые духовные или материальные ценности. Его основы были описаны русским философом Н.А. Бердяевым. Результат творческого труда – это не товар, не услуга и не работа. Для творчества характерна известная двойственность – это и индивидуальная творческая деятельность, когда новое создается по отношению к самому творцу, и со-творчество, диалог со-творцов, когда происходит совместное творчество всех, кто решает творческую задачу здесь и сейчас, а также предыдущих и будущих поколений. Творчество – это не абстрактный труд обособленных производителей. Результаты творчества воплощены и в достижениях предшественников, и в педагогическом труде, воплощенном в жизни учеников. Развитие человечества в целом происходит через творчество, как индивидуальное, так и коллективное, как творчество для себя, так и творчество для коллектива и для всего общества. Культурная ценность по законам мира творчества принадлежит не ее создателю, а всему человечеству, это великий коллективный труд, где каждое последующее поколение берет за основу результаты творческого труда предыдущего. Это своеобразная собственность каждого на все. Творческий интеллектуальный труд способствует развитию человека и его результат не отчуждаемы в том смысле, как это происходит в материальном производстве. В результате создается не стоимость, а всеобщее общественное богатство – общественный интеллект. Творческий труд производителен по критерию воспроизводства самого человеческого существования.

Если всеобщий творческий труд не создает стоимости, как тогда происходит его эксплуатация? В соответствии с теорией политэкономии всеобщий творческий труд не создает стоимости, однако владельцы капитала все же присваивают результаты творческого труда, которые при капитализме принимают стоимостную форму. Этот термин в политэкономии получил название интеллектуальная рента. Имеет место известный эмпирический факт: большая часть интеллектуальной ренты присваивается владельцем «креативной корпорации», использующей труд наемных работников, наряду с прибавочной стоимостью интеллектуальная рента становится фактором самовозрастания капитала.

Владелец средств производства или корпорации при эксплуатации творческого труда покупает не столько рабочую силу, сколько творческий потенциал человека. Рабочая сила, потребляясь капиталом, истощает физически и духовно работника. Наоборот, творческая деятельность способствует постоянному увеличению творческого потенциала человека. Творческая деятельность, в отличие от рабочего времени, протекает и в свободное время, капитал заинтересован, чтобы иметь с работником-творцом максимально долгосрочный контракт. Кроме того, стоимость воспроизводства творческого труда выше, чем рабочей силы, последняя включает в себя лишь средства к существованию работника и содержание его семьи. Воспроизводство творческого труда, кроме того, включает в себя дальнейшее развитие, образование, удовлетворение культурных потребностей, обеспечение здорового образа жизни. В сущности, для того чтобы воспроизводить творческий труд, необходима широкая рекреация личности, а также должно быть предоставлено право на ошибку творческому работнику. Творческие качества работника – более дорогостоящий товар, чем рабочая сила, а творческая потребность – это самостоятельная интенция, которая побуждает к действию в отличие от принуждения в период рабочего времени.

Присвоить творческий потенциал «креативной корпорации» можно через классические отношения найма рабочей силы, можно и через сдельную заработную плату, которая зависит от результата творческого труда. Но наиболее продуктивной покупкой этого потенциала является покупка его полностью. Корпорации используют извлеченные креативные ресурсы для влияния на рынке. Присваивая интеллектуальную ренту, они из ее средств оплачивают труд творческих работников, а частично присваивают ее себе. Результат творческой деятельности в этом виде приобретает свою стоимостную форму при капитализме. Капитал присваивает достижения мировой культуры и иным способом, увеличивая прибыль. Если в маркетинговых целях он использует демонстрацию предметов культуры или изображение деятелей культуры, то он при этом безвозмездно присваивает всеобщее богатство. Интеллектуальная рента – это превратная форма культурного богатства, трансформированного в деньги.

Всех ли творческих работников эксплуатирует капитал? Даже если творческий работник работает не по найму, он все равно эксплуатируется капиталом, поскольку капитал эксплуатирует весь мир творчества и культуры. Эксплуататор опосредованно эксплуатирует весь мир культуры в каждом акте, ибо творческая деятельность – это совместный продукт диалога со-творцов. В условиях тотального рынка, капиталократии, это богатство присваивается капиталом-корпорацией, превращаясь в персонифицированное отчужденное вещное богатство, интеллектуальную собственность. Так рождается цена продукта творчества, которая может зависеть, а может и не зависеть от времени, которое потрачено на ее создание творцом. Присвоение происходит не из неоплаченного времени работника, как это имеет место с классическим индустриальным работником, а присватается время творца, которое он использует на создание предмета творчества. Это время его самореализации, время подлинной свободы. Напрямую создание стоимости не происходит, хотя результат творческой деятельности используется для создания стоимости эксплуатируемыми работниками производства в дальнейшем, притом стоимости создаются в разы большие. Капитал эксплуатирует всю сферу творчества, всех работников творчества в капиталистическом обществе, результаты творческой деятельности, превращая в товар, преподнося их в превратной форме рыночных продуктов. Отсюда появляется так называемая интеллектуальная собственность.

Как происходит оценка результата творческого труда? Цена продукта творческого труда будет зависеть от того, как общество и рынок оценивает творческий потенциал. Поэтому труд врача или учителя в странах периферии традиционно на рынке оценивается ниже, чем, например, труд работников масс-медиа сферы, хотя важность труда и затраты на подготовку специалистов у первых несравнимо выше. Рыночная оценка творческого деятеля тем выше, чем более он вовлечен в превратную сферу (корпоративное управление, финансы, масс-культуру, профессиональный спорт и т.д.). При этом нерыночная оценка происходит в зависимости от степени вовлеченности человека в систему общественных отношений в творческой сфере. Поэтому и стоимость воспроизводства креативных качеств при капитализме очень сильно отличается от цены креативного работника.

Как сами творческие работники относится к системе эксплуатации и почему среди них такие диаметрально противоположные позиции? В общественной сфере сложилось объективное противоречие: часть работников творческой сферы, недооцененных рынком, стремятся к снятию частной собственности, другая же часть, занятых в превратном секторе, наоборот, за сохранение существующих порядков. Такие и рады гегемонии капитала, поскольку он дает им привилегированное положение по сравнению с другими работниками и иллюзию частичной свободы. В конечном счете, кроме стоимостного аспекта для творца важна и степень свободы его творчества, где призвание соединено с общественной необходимостью. И часть креативных работников могут сознательно отказываться от той или иной деструктивной для общества и окружающей среды деятельности, несмотря на повышенную оплату труда. Поэтому так сложен спектр социально-политических пристрастий работников творческой сферы.

Можно ли преодолеть эксплуатацию творческих работников? Как мы выяснили, эксплуатация капиталом творческой сферы отлична от классической схемы эксплуатации индустриальных работников. Если обычную эксплуатацию преодолевают передачей прибавочной стоимости работникам или национализацией, то с эксплуатацией капиталом творческой деятельности это не пройдет, поскольку продукт творчества есть продукт коллективного сотворчества и имеет всеобщее значение. Выходом может быть преодоление института интеллектуальной собственности. Считается, что чтобы снять эксплуатацию в конкретном индивидуальном труде на место владельца капитала должна прийти свободная творческая ассоциация творческих работников. Однако эта тема для отдельного научного исследования.

Творческий работник против капитала – кто победит? Одной из важных и насущных задач новой эпохи становится та, что новаторский, инновационный и профессиональный потенциал работников должен быть полностью подчинен капиталу по его логике развития. Сюда включена, в том числе, и деятельность профсоюзов, эко-активистов и даже деятельность партий левого толка. Творческий потенциал оттягивается капиталом в высокооплачиваемый превратный сектор для предпринимательства, менеджмента, маркетинга, масс-медиа и т.д. В этой связи нельзя говорить о свободе творчества в современных условиях, на примере России говорят о кризисе науки, образования, здравоохранения, в том числе и из-за кадрового дефицита.

Новая эпоха капиталократии принесла новые формы подчинения капиталу. Даже нерабочее время подчиняется капиталом в виде потребительства и мечтаний о потребительстве. Посещаемость торгово-развлекательных центров широкими слоями населения, интернет-серфинг красочно об этом свидетельствует. Время отдыха, которое можно использовать для саморазвития, превращается во время досуга. В этих условиях формируется личность-конформист и «воспроизводитель» этой системы. Содержание деятельности человека все более превращается в функцию капитала.

В отличие от мелкого буржуа творческий работник средствами производства не обладает, однако бесплатно присваивает культурные блага и получает возможность оценки капиталократией результата своей деятельности. Сегодня тенденция подчинения капиталу не только труда, но и человека как личности на восходящей линии. В ходу термин «человеческий капитал» из-за его схожести с классическим капиталом, который приносит прибыль. Для капитала человек – лишь его функция, которая будет обеспечивать самовозрастание стоимости.

Капитализм в массовом масштабе не смог создать капиталистически организованных форм творческой деятельности, он может лишь присваивать ее результаты. Капитал же, как система общественных отношений, начинал путь от доминирования над рабочей силой наемного рабочего и приходит к гегемонии над всеми человеческими качествами всех членов общества.

Однако тенденция к тотальной гегемонии капиталом не реализуется абсолютно. Если бы он тотально доминировал, то это бы привело общество к гибели. Тенденция развертывания капитала наталкивается на тенденцию свободного творчества – основы самореализации человека. С одной стороны, капитал заинтересован в том, чтобы творческих работников было как можно больше для того, чтобы воспроизводиться в большем масштабе. Однако творческий работник несет и угрозу капиталу, поскольку через творчество происходит утверждение тенденции разума в человечестве. Творческий работник способен осознавать гибельность воздействия капитала и частного характера присвоения, стремиться как можно полнее и свободнее себя реализовать и не по тем схемам, которые предлагает ему капитал. Это противоречие все более и более будет воспроизводиться в будущем.

Капиталократия, достигнув своего предела в развитии в рамках биосферы, породит катастрофические явления. Биосфера более не будет пассивно воспринимать агрессивное воздействие человечества, которое движется по воли капитала, а будет активно отвечать на воздействие, реализуя тенденцию саморазрушения человечества и антропосферы. Именно тогда объединение людей труда, в котором творческие работники будут играть важнейшую роль, имеет шанс превратиться в силу, которая сможет остановить катастрофические процессы. И навсегда покончить с властью капитала.

Временные рамки этого процесса, возможно, будут растянуты на века, однако капитализм, как и любое общественное явление, имеет свой конец. Сегодня он все более остро нуждается в творческих работниках, однако именно у последних будет исторический шанс организовать общество на принципах разума, самореализации, солидарности и кооперированности, в противовес тотальной гегемонии капитала.

Геннадий СУРДИН, кандидат философских наук, г. Иркутск
теория, капитализм, культура, наука

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########